В новом исследовании, опубликованном в журнале Royal Society Open Science, ученые решили расширить знаменитый «зефирный эксперимент» Стэнфорда.
Зефирный эксперимент 2.0: как обещание второго ребенка помогает проходить тест на терпение

В классической версии 1970-х годов ребенку предлагали зефир и говорили, что если он подождет, то получит два. Те, кто ждал, якобы достигали в будущем большего успеха. Но позже эти выводы пересматривались – оказалось, что поведение ребенка часто зависело от его социального и семейного фона, а не от врожденной силы воли.
Новый эксперимент – новый подход

Теперь ученые из Манчестерского университета решили проверить, влияет ли на решение ребенка обещание другого ребенка.
Эксперимент проводился онлайн, с детьми 5–6 лет и их родителями. Родитель показывал ребенку знакомую сладость, но объяснял, что он получит еще более вкусную сладость, если он и другой ребенок подождут.
Детей «сводили» через видеосвязь. Они видели друг друга, но не могли разговаривать. Один из них либо твердо обещал ждать, либо говорил, что не вытерпит. На самом деле это была запись – но участники думали, что перед ними живой напарник.
Важно держать слово

Результат показал, что дети, чьи напарники пообещали не есть угощение, гораздо чаще соглашались подождать.
Более того, младшие участники проявляли чуть больше стойкости, возможно, потому что еще не так часто сталкивались с нарушенными обещаниями.
По мнению исследователей, даже в 5 лет дети чувствуют силу взаимного обязательства и готовы прилагать усилия ради общего успеха. Это перекликается с исследованиями в других областях – например, в лечении зависимости, где «система напарников» помогает избегать срывов.
Авторы подчеркивают, что такие данные важны и для понимания детской психологии, и для развития программ обучения, особенно там, где нужна групповая работа, поддержка и самоорганизация.