Инженеры Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) запустили набор движителей на борту космического корабля «Вояджер-1», которые считались неработоспособными с 2004 года. Миссии необходимо было обеспечить работоспособность давно не работающих движителей до 4 мая, когда земная антенна, передающая команды «Вояджеру-1» и его близнецу «Вояджеру-2», будет отключена на несколько месяцев для модернизации.
Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад

Засорение движителя

«Вояджеры» стартовали в 1977 году и мчатся через межзвездное пространство со скоростью около 56 000 км/ч. Оба космических аппарата полагаются на набор основных движителей, которые плавно поворачивают их вверх и вниз, а также вправо и влево, чтобы держать антенны направленными на Землю, отправлять данные и получать команды.
Среди основного набора движителей находятся и те, что управляют креном космического корабля. Если смотреть с Земли, то движение по крену вращает антенну, чтобы каждый «Вояджер» был направлен на путеводную звезду, которую он использует для ориентации. У обоих космических аппаратов есть основной и резервный комплект для этих движителей по крену.
Набор движителей, предназначенный для изменения траектории космических аппаратов во время пролета внешних планет, вышел из строя, но был восстановлен на космических аппаратах в 2018 и 2019 годах, но эти движители не могут регулировать крен.
Чтобы справиться с засорением трубок в движителях, инженеры переключаются между наборами основных, резервных и траекторных движителей обоих «Вояджеров». Но на «Вояджере-1» основные движители крена перестали работать в 2004 году после того, как пропала энергия в двух небольших внутренних нагревателях. Инженеры решили, что сломанные нагреватели, скорее всего, не подлежат ремонту, и полагались для звездной ориентации исключительно на резервные подруливающие устройства «Вояджера-1».
«Я думаю, в то время команда смирилась с тем, что основные движители не работают, потому что у них был отличный запасной вариант», — говорит Карим Бадаруддин, руководитель миссии «Вояджер» в JPL. — «И, честно говоря, они, вероятно, не думали, что "Вояджеры" проработают еще 20 лет».
Как повернуть выключатель, до которого 25 миллиардов километров

Без возможности контролировать движение космического корабля по крену возникли бы различные проблемы, которые угрожают миссии, поэтому команда инженеров решила повторно изучить отказ движителя в 2004 году. Они начали подозревать, что неожиданное нарушение в цепи, управляющей питанием нагревателей, привело к переключению в неправильное положение. Если бы удалось вернуть переключатель в исходное положение, нагреватели бы снова заработали. Это позволило бы активировать основные подруливающие устройства и использовать их, если резервные подруливающие устройства, которые использовались с 2004 года, полностью засорятся.
Команда отправила на «Вояджер 1» серию команд: включить давно неиспользуемые рулевые движители, попытаться восстановить работу обогревателей, а затем проверить, смогут ли эти движители снова работать. Сигнал до «Вояджера» идет 23 часа. И 20 марта 2025 года команда увидела по телеметрии, что температура обогревателей резко выросла — значит, удалось вернуть питание, и движители снова заработали. Теперь у «Вояджера 1» снова есть резерв для управления ориентацией, если работающие сейчас движители все-таки выйдут из строя.
Все это сделали в сильнейшем цейтноте, потому что с 4 мая 2025 года антенна, через которую посылают команды на «Вояджер» ушла на долгий ремонт, и возможности управлять аппаратом временно сейчас нет.
«Это был славный момент. В тот день моральный дух команды был очень высок», — говорит Тодд Барбер, руководитель двигательной установки миссии. — «Эти движители считались мертвыми. И это было вполне обоснованное заключение. Просто одному из наших инженеров пришло в голову, что, возможно, есть и другая возможная причина отключения, и ее можно устранить». Это было еще одно чудо спасения «Вояджера».