Электромобили сделали высокую производительность общедоступной, порой создавая «избыток мощности». В этом контексте удовольствие от вождения часто сводится к сильному ускорению при старте, что стало ключевым элементом в рекламе многих производителей.
Истинное удовольствие от вождения: BMW показала концепт-кар на базе инновационной архитектуры Neue Klasse

На шанхайском автосалоне BMW показала свое видение автомобилей ближайшего будущего. В ночь перед открытием она провела в Шанхае BMW Next-Generation Driving Fun Concept Car Performance Challenge, где показала свой концепт на базе архитектуры Neue Klasse. Помимо нового дизайна, компания сделала акцент на удовольствии от вождения.
В то время как конкуренты фокусируются на показателях производительности, BMW сохраняет сбалансированный подход к динамике. Как отметил Михай Ауврей, глава отдела динамики BMW Group: «Удовольствие от вождения определяется не мощностью, а точностью управления».

На презентации концепт-кар BMW, демонстрирующий новые подходы к динамике, выполнил серию маневров: экстремальный дрифт, резкие повороты, экстренное торможение, что должно было иллюстрировать новый подход к управляемости в эру электромобилей.
Ключевой элемент ДНК новых моделей — линейность отклика. В электромобилях с батареей в полу жесткость кузова высока, но подвески требуют особой настройки. BMW добивается равномерного распределения нагрузок для точной обратной связи. «Каждое действие водителя должно получать предсказуемый линейный отклик», — пояснил Ауврей.
Второй аспект — расположение оси крена близко к центру масс для стабильности. Мгновенный крутящий момент электромоторов требует новых решений. BMW использует интегрированную электронную архитектуру, объединяющую управление двигателем и шасси. Система динамического контроля (DPC) анализирует состояние шин, подвески и действия водителя, обеспечивая миллисекундные реакции.

«Электромобили — не конец, а новый этап эволюции управляемости», — подчеркнул Ауврей. BMW избегает полного перехода на Steer-by-Wire, сохраняя механическую связь руля с колесами. Как пояснил Пей Ифань, вице-президент BMW Research and Development Center China: «Электронная имитация тактильной обратной связи пока неидеальна». В ассистентах вождения BMW делает акцент на сохранении контроля.
В отличие от конкурентов, акцентирующих мощность, BMW фокусируется на эргономике управления. Интеграция интеллектуальных систем направлена на усиление, а не замену водительского опыта. Основная логика заключается в том, как сохранять «чувство руля» водителя в процессе вождения. Один из сигналов на Шанхайской автомобильной выставке заключается в том, что многие автопроизводители объявили о своих планах массового производства электрических систем управления рулевым управлением (Steer-by-Wire).
На самом деле, еще 25 лет назад BMW разработала свою первую систему управления рулем по проводам. Однако вскоре BMW обнаружила проблему: такая система разрывает связь между рулевым колесом, колесами и дорогой. Электроника имитирует взаимодействие колес и дороги, но не может точно передавать информацию о дорожном покрытии, например, о скользкой дороге в дождливую или снежную погоду.

Поэтому BMW в своих новых моделях не использует эту технологию. Цель компании — применить систему управления для линейной передачи водителю информации о дорожном покрытии, чтобы он мог ощущать состояние управления. Текущий концепт-кар BMW пока является тестовой платформой, используемой для испытаний новой технологии Heart of Joy («Сердце Радости») в экстремальных условиях, в основе которой лежат четыре высокопроизводительных компьютера. Компания заявляет о десятикратном приросте скорости обработки данных, по сравнению с текущими системами, для беспрецедентной точности и скорости реакции на действия водителя. Эта технология будет применяться во всех будущих моделях марки с учетом специфики различных систем управления.
Другой аспект сохранения «чувства руля» — отношение к технологиям помощи вождению. BMW имеет свои технические навыки в этой области, но в вопросе их применения и представления в процессе вождения у бренда есть собственное понимание: сущность помощи вождению заключается в том, чтобы сохранять реальную обратную связь с дорогой. Если потеряется связь с дорожным покрытием, вождение превратится в алгоритмическую процедуру.
Современные демонстрации технологий помощи вождению часто направлены на создание образа «всемогущих алгоритмов». Однако на практике алгоритмы всегда имеют небольшую вероятность событий, которые могут непосредственно повлиять на безопасность вождения.
Поэтому так важна концепция «человек в центре вождения». Как заметил представитель компании: «Системы помощи вождению не заменяют водителя, а помогают ему. Настоящая безопасность исходит от симбиоза человека и системы, а не от того, кто-то заменяет кого-то. Значение прогресса технологии заключается в том, чтобы человек мог вести автомобиль более сосредоточенно, спокойно и с большей уверенностью».

Городские трассы дают возможность системам помощи работать, а извилистые горные дороги пробуждают чистое удовольствие от вождения. Это не компромисс, а свободный переход.
В контексте, когда многие производители говорят о революции в области мощности, настойчивость и инновации BMW в области удовольствия от вождения могут показаться не такими революционными. Однако компания создает и производит не просто автомобили, которые выдают экстравагантную мощность через колеса или очередное умное устройство. Она интегрирует интеллект в автомобиль, чтобы водитель мог получить новое, современное удовольствие от вождения: ощущение контроля над автомобилем и эмоции от вождения.