По данным рекрутинговой компании «А.Н.Т.», среди линейного персонала и специалистов среднего звена самыми высокооплачиваемыми считаются менеджер по продажам услуг БАС, программист по компьютерному зрению и автономным системам, инженер-разработчик бортового радиоэлектронного оборудования, инженер-конструктор по прочностным расчетам, оператор БАС, слесарь-сборщик, а также монтажник электрооборудования летательных аппаратов.
Сборщик, инженер и разработчик: названы самые высокооплачиваемые специальности в сфере беспилотной авиации

Ежегодно все больше специалистов в отрасли беспилотной авиации требуется на рынке труда, а разнообразие их квалификаций увеличивается по мере расширения применения беспилотных летательных аппаратов.
«В сфере БАС мы видим высокий порог вхождения в отрасль с точки зрения навыков и знаний, который логично сопровождается высоким уровнем зарплат. С учетом дефицита специалистов в сфере БАС высокий уровень заработка в отрасли сохранится на протяжении следующих нескольких лет. При этом с развитием рынка появятся новые высокооплачиваемые профессии, связанные с кибериммунитетом, обработкой данных, внедрением беспилотников в отдельные сферы экономики», — отмечает Алексей Степанов, директор Центра компетенций по БАС АНО «Университет 2035».

«Дорогого стоят кандидаты, которые начинают свой карьерный трек со школьной или университетской скамьи. В сфере БАС очень высокий темп профессионального роста. Заход в отрасль с 20-21 года, через два-три года специалист может вырасти до ведущей или руководящей позиции, особенно если получает дополнительное профессиональное образование и проходит обучение на отраслевых курсах. БАС – это инженерное направление, где средний возраст руководителей проектных групп существенно ниже рынка — 27-35 лет, в целом по рынку труда эта планка достигает 42-50 лет», — утверждает Екатерина Овчинникова, основатель и генеральный директор консалтинговой и рекрутинговой компаний «А.Н.Т.», член Ассоциации «Аэронекст».
Сегодня обучением и повышением квалификации в области беспилотной авиации занимается «Университет 2035». Он организовывает обучение граждан в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем в рамках федерального проекта «Кадры для БАС». Университет занимается созданием цифрового реестра кадров БАС, проводит мероприятия среди молодежи, организует соревнования и конкурсы. Образовательные программы реализуются провайдерами — ведущими вузами и учебными центрами, прошедшими открытый отбор. После прохождения вводного курса, слушатели направляются к провайдерам, которые проходят подготовку в рамках образовательных программ.
С 2024 года отрасль беспилотной авиации развивается по национальному проекту «Беспилотные авиационные системы». В него включен комплекс мер для развития индустрии беспилотной авиации. Так, разработчики дронов могут получить грант в размере до 100 млн рублей на оформление конструкторской документации или 250 млн рублей на сертификацию нового беспилотного аппарата. Сторонние компании пользуются возможностью взять в лизинг российские беспилотники по льготной ставке. Кроме того, продавцы дронов могут компенсировать часть недополученной прибыли от скидок, а резиденты научно-производственных центров компенсировать затраты на НИОКР до 90%.

Примеры карьерного роста специалистов из отрасли БАС
Иван, 30 лет. Ростовская область
- Слесарь-сборщик БАС, специалиста по созданию робототехнического комплекса
С юных лет Иван проявлял интерес к механике и электронике. После окончания школы он поступил в Таганрогский авиационный колледж по направлению «Самолетостроение, техник летательных аппаратов». Окончив колледж, продолжил карьерный путь в Таганрогском технологическом институте ЮФУ, поступив на направление «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».

Свой профессиональный путь после окончания университета кандидат начал в Авиационном научно-техническом комплексе с позиции слесаря-сборщика летательных аппаратов I разряда. Там он занимался изготовлением, обслуживанием, ремонтом различных систем самолетов. Благодаря своему упорству молодой человек быстро продвигался по карьерной лестнице. Через несколько лет он стал слесарем-сборщиком БАС V разряда в одной из крупнейших компаний авиационной промышленности России.
Все это время он также занимался реверс-инжинирингом, 3D-моделированием и сканированием, проектированием узлов и агрегатов. Сегодня Иван продолжает работать над новым проектом в области гражданской аэрологистики, занимая должность специалиста по созданию робототехнического комплекса. Повысилась и заработная плата: сегодня она составляет 210 345 рублей в месяц.
Семен, 22 года. Амурская область
- Инженер-конструктор отдела общих видов
Семен родом из города Шимановск. Со старших классов он увлекался авиацией и видел большие перспективы карьерного роста в этой сфере. Юноша получил образование в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП) по специальности «Аэрокосмические приборы и системы». На 4 курсе обучения, стремясь применить теоретические знания на практике, молодой человек начал совмещать учебу с работой. Он устроился в компанию по научно-техническим разработкам бортового радиоэлектронного оборудования на должность техника-инженера.

Не останавливаясь на достигнутом, Семен решил углубить свои знания в области беспилотных технологий. Он с отличием окончил дополнительный курс «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» в ГУАП, где изучал сборку дронов и их программирование для автономного полета. Этот опыт позволил ему не только расширить свои профессиональные навыки, но и найти работу мечты.
Сегодня специалист работает над инновациями в области БАС на должности инженера-конструктора отдела общих видов. Вместе с командой он создает новые решения в области робототехники и беспилотной авиации, направленные на улучшение логистических процессов. Доход Семена за март 2025 года составил 126 437 руб.
Антон, 29 лет. Мурманская область
- Программист, инженер-разработчик
Антон всегда интересовался информационными технологиями и математикой. После окончания школы он поступил в Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) на факультет прикладной математики и информатики.
После окончания вуза переехал в Санкт-Петербург для трудоустройства. Антон стал техническим специалистом 1С. За несколько лет работы он смог вырасти в компании до программиста 1С. Совокупный доход на тот момент у кандидата составлял 206 897 руб.

Позже молодой специалист поступил на курсы повышения квалификации в «Университет 2035» по направлению инженер-конструктор бортового радиоэлектронного оборудования для БАС. После обучения Антон начал трудиться в области строения гражданских БАС — присоединился к группе разработчиков БАС мультироторного в качестве инженера-разработчика. В настоящее время его доход составляет 241 379 руб.