Почему подростки любят рисковать? Ученые дали интересный ответ!

От 11 до 25 лет в мозге происходят масштабные перестройки, — заявили западные ученые. Эти изменения определяют, как люди принимают решения — от стремления к удовольствиям до способности к самоконтролю. Вот как устроена нейробиологическая трансформация!
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Почему подростки любят рисковать? Ученые дали интересный ответ!
Unsplash

Подростковый возраст — это не только эмоциональные качели и первый опыт самостоятельности, но и интенсивный период развития мозга. Ученые из Университета Миннесоты, США, проанализировали, как между 11 и 25 годами формируются ключевые нейронные связи, отвечающие за импульсивность, удовольствие и поведенческий контроль.

Новая работа помогает понять, почему подростки склонны к риску и как этот процесс со временем приходит к балансу.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как меняется мозг с 11 до 25 лет

  1. Новое исследование показало: во время взросления усиливается активность вентральной части стриатума. Это зона мозга, которая связана с обработкой удовольствий.
  2. Так, объясняется, почему подростки стремятся к острым ощущениям, часто пренебрегая последствиями.
  3. Как только сигнал удовольствия начинает доминировать над зонами самоконтроля, решения становятся импульсивными и рискованными.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако с возрастом активизируется и дорсальная часть стриатума — она связана с исполнительными функциями: планированием, гибким мышлением, способностью к торможению.

Постепенно баланс между описанными двумя системами приходит к балансу. Так, подростки учатся взвешивать риски, а не только следовать за желанием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Мы показали, что вентральная и дорсальная части стриатума развиваются по-разному, и это различие связано с улучшением способности принимать решения и контролировать поведение», — объясняет ведущий автор Сэмюэл Кляйн.
Развитие мозга подростков

Отмечается, что описанная асимметрия в развитии связей может стать уязвимостью. Психические расстройства, например тревожность или ОКР, часто возникают в подростковом возрасте именно потому, что система вознаграждения и система самоконтроля развиваются несинхронно.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему важно изучать, как работает мозг подростков?

Понимание описанных механизмов поможет заранее выявлять группы риска и подбирать эффективные стратегии — например, тренинг осознанности или техники управления импульсами.

  • Особенно важную роль играют фронто-стриарные связи: они координируют лобные зоны мозга с центрами эмоций и мотивации.
  • К 25 годам эта система стабилизируется, что помогает принимать зрелые и рациональные решения.

Ученые также отметили: подростки очень разные: одни склонны к излишней осторожности, другие — к постоянному поиску возбуждения. Учитывать этот диапазон важно как в школьных программах, так и в психотерапии. Подходы к поддержке подростков должны быть гибкими и персонализированными.

Как подчеркнула соавтор исследования Моника Лучиана, понимание процессов развития мозга позволит родителям и педагогам своевременно помогать детям принимать решения и управлять эмоциями.