Науке уже давно известно, что физическая активность и время, проведенное на природе, поддерживают когнитивное здоровье, но эти вопросы постоянно изучались по отдельности. Теперь же специалистам стало интересно, могут ли эти два фактора в сочетании усиливать действие друг друга.
Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении

В новом исследовании приняли участие 45 детей в возрасте от 11 до 13 лет из двух средних школ в Соединенном Королевстве. Всех учеников поделили на две группы, которые поочередно выполняли тренировки на улице и в спортивном зале с интервалом не менее недели. Занятия проходили по одной и той же программе, включающей разминку, определенные упражнения, небольшие игры и заминку. Не отличалось и количество человек в группе, размер площадки, оборудование и инструктор — так что единственным существенным отличием была сама обстановка.
Спорт на свежем воздухе победил
В рамках исследования каждый участник также до и сразу после занятия, а затем еще через 45 минут проходил серию компьютерных тестов на оценку когнитивных функций. В их числе были такие задания, как тест Струпа (оценка тормозного контроля), парадигма Стернберга (измерение рабочей памяти) и задача Фланкера (оценка внимания). Ученые также фиксировали уровень физической активности детей во время каждого занятия с помощью пульсометров и GPS-трекеров и просили их ответить, насколько сильно (или несильно) понравилось им каждое из занятий.

Как показал анализ данных, физическая активность на свежем воздухе привела к более значительным улучшениям некоторых когнитивных способностей по сравнению с той же активностью в помещении.
Так, в тесте Струпа, который проводился через 45 минут после тренировок, время реакции у детей, занимавшихся на свежем воздухе, было на 94 миллисекунды быстрее. Аналогичные закономерности наблюдались и в тесте на рабочую память и время реакции.
Важно отметить, что средняя частота сердечных сокращений участников исследования была выше на свежем воздухе. Следовательно, естественная обстановка на улице способствовала более интенсивным нагрузкам. Хотя, по данным из анкет, дети одинаково получали удовольствие и от занятий в зале, и от тренировок на улице.

Авторы работы выдвинули две теории, объясняющие такие результаты: во-первых, естественная среда может мягко и ненавязчиво задействовать мозг, давая ему возможность восстановиться после умственного переутомления и тем самым восстанавливая его энергию и улучшая работу. Во-вторых, пребывание на свежем воздухе снижает уровень стресса и улучшает эмоциональное состояние, что может косвенно способствовать улучшению когнитивных функций.
Однако для получения более точных ответов требуются дополнительные исследования, в которых также должен быть расширен возрастной диапазон участников.