Новое исследование показало, что компульсивное использование смартфонов, соцсетей и видеоигр может удваивать риск суицидального поведения у подростков. Однако есть отличие от общего времени, которое подростки проводят перед экраном.
Как смартфон связан с риском суицида у подростков? Наука дала ответ
Подростки с зависимостью от экранного времени чаще сталкиваются с суицидальными мыслями и психоэмоциональными проблемами. Вот как это пояснили западные ученые.

Unsplash
Именно признаки зависимости — тревожность, нарушения сна, невозможность контролировать поведение — оказались ключевыми.

Unsplash
Смартфоны и риск суицида у подростков
Ученые наблюдали за 4 300 подростками в возрасте от 9 до 14 лет на протяжении 4 лет.
- Специалисты не просто измеряли экранное время, а анализировали поведенческие паттерны: влияет ли техника на учебу и физическую активность, вызывает ли ее отсутствие тревогу и раздражение.
- Машинное обучение помогло выделить группы с разной степенью «экранной зависимости».
- Выяснилось: у трети подростков зависимость от экранов усиливалась со временем. Именно у этих участников риск суицидального поведения был в два-три раза выше, чем у тех, кто пользовался гаджетами без признаков зависимости.
Особенно высокий риск был у тех, кто проводил много времени в соцсетях или за видеоиграми и испытывал при этом сильную эмоциональную вовлеченность.

Unsplash
Проблемы из-за смартфона, соцсетей или воспитания?
Более 40% подростков из нового исследования продемонстрировали признаки зависимости от видеоигр. Эти участники чаще сообщали о тревоге, депрессии, агрессии и нарушениях поведения.
При этом само по себе длительное использование техники не оказалось предиктором проблем, — отмечают эксперты. Критичным фактором стала именно потеря контроля.
- «Речь не о полном запрете, а о понимании причин зависимости», — поясняет доктор Юнью Сяо, автор исследования из медицинского колледжа Уэйлл Корнелл.
Специалист подчеркнула, что привычки подростков часто связаны с социальными травмами, буллингом или семейными проблемами.
- Профессор Эми Орбен из Кембриджа добавляет: «Важно не сколько времени подростки проводят у экрана, а как они это делают и с какими чувствами. Эти аспекты более значимы для психического здоровья, чем сами цифры».