В современном обществе, где эмпатия становится все более редким явлением, исследователи из Пусанского университета науки и технологий, Южная Корея создали ИИ-модель, способную не просто распознавать эмоции, но и помогать людям глубже понимать чувства друг друга. Работа опубликована в материалах Proceedings of the 2025 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems.
ИИ может научить человека сочувствию другим людям

Модель получила название EmoSync. Она основана на LLM нового поколения. EmoSync анализирует индивидуальные черты личности, ценности и эмоциональные паттерны пользователя, а затем генерирует персонализированные аналогии, позволяющие взглянуть на эмоции другого человека через призму собственного опыта.

Традиционные технологии цифровой эмпатии исходили из предположения, что схожие ситуации вызывают у всех примерно одинаковые эмоции. Но реальность сложнее: реакция на одни и те же события у разных людей может радикально отличаться в зависимости от их прошлого и системы ценностей.
EmoSync учитывает эти различия, подбирая для каждого пользователя уникальные сценарии, которые делают чужие эмоции ближе и понятнее. Модель использует так называемые персонифицированные метафоры, основанные на личном опыте пользователя. Такой подход превращает абстрактные эмоции в конкретные, знакомые переживания.
Разговор Жозе, Эшли и Emosync

Жозе — мужчина, 32 лет, а Эшли — женщина, 26 лет. В реплике, обращенной к Жозе, Эшли демонстрирует фонетический алфавит, который используют, в частности, летчики, чтобы передавать слова «по буквам» в условиях сильного шума. Когда Эшли говорит «alpha-charlie-bravo», она фактически передает три буквы — ACB, но она демонстрирует, вероятно, в шутку свое знание фонетического алфавита. Жозе говорит: «Wow, was your DAD a pilot?» («Вау, твой ОТЕЦ был пилотом?» ). И Эшли сильно обижается. Она справедливо интерпретирует реплику Жозе, как обесценивающую. Он почему-то не допускает, что не отец Эшли, а она сама летчик, и это ее, возможно, главное достижение в жизни. Тогда в разговор вмешивается Emosync, и напоминает Жозе, что был такой эпизод в его жизни, когда его самого ошибочно приняли не за профессионала, а за обслуживающий персонал из-за его внешности. Эта индивидуализированная метафора позволяет Хосе почувствовать, почему слова, которые казались ему безобидными, на самом деле сильно задели Эшли. И он извиняется.
В эксперименте приняли участие более ста человек с разным жизненным опытом. Результаты показали, что после взаимодействия с EmoSync уровень понимания и эмпатии у участников заметно вырос по сравнению с традиционными методами. Это подтверждает, что персонализированные метафоры действительно способны усиливать эмпатию.
Соавтор работы профессор Инсок Хван, отмечает: «Это успешный пример того, как генеративный ИИ может выявлять уникальную эмоциональную структуру каждого пользователя и описывать персонализированные переживания, вызывающие конкретные эмоции. Это новый и значимый путь — как с научной, так и с социальной точки зрения — к развитию эмпатии теми методами, которые ранее были невозможны».