ИИ может научить человека сочувствию другим людям

Исследователи из Пусанского университета науки и технологий, Южная Корея разработали ИИ-систему EmoSync, которая позволяет человеку глубже понимать и чувствовать эмоции других людей.
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский
ИИ может научить человека сочувствию другим людям
Подсказка от робота может помочь в сложной ситуации. iStock
Эмоциональный искусственный интеллект развивается в нескольких направлениях: ИИ учится распознавать и интерпретировать эмоции по речи, тексту и поведению, становится способным к эмпатии и поддержке, помогает в мониторинге психического здоровья, участвует в коучинге и разрешении конфликтов, и интегрируется в приложения для психологической поддержки и саморазвития.

В современном обществе, где эмпатия становится все более редким явлением, исследователи из Пусанского университета науки и технологий, Южная Корея создали ИИ-модель, способную не просто распознавать эмоции, но и помогать людям глубже понимать чувства друг друга. Работа опубликована в материалах Proceedings of the 2025 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модель получила название EmoSync. Она основана на LLM нового поколения. EmoSync анализирует индивидуальные черты личности, ценности и эмоциональные паттерны пользователя, а затем генерирует персонализированные аналогии, позволяющие взглянуть на эмоции другого человека через призму собственного опыта.

Схема обучения EmoSync (1) Персонализированное понимание эмоций: LLM должен понять, как конкретный пользователь эмоционально отреагирует на различные виньетки микроагрессии; (2) Персонализированная генерация: LLM должен сгенерировать аналог микроагрессии, чтобы вызвать целевую эмоцию у пользователя. (3) Сквозную оценка EmoSync в развитии эмпатии.
Схема обучения EmoSync (1) Персонализированное понимание эмоций: LLM должен понять, как конкретный пользователь эмоционально отреагирует на различные виньетки микроагрессии; (2) Персонализированная генерация: LLM должен сгенерировать аналог микроагрессии, чтобы вызвать целевую эмоцию у пользователя. (3) Сквозную оценка EmoSync в развитии эмпатии.
https://dl.acm.org/doi/10.1145/3706598.3714122
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Традиционные технологии цифровой эмпатии исходили из предположения, что схожие ситуации вызывают у всех примерно одинаковые эмоции. Но реальность сложнее: реакция на одни и те же события у разных людей может радикально отличаться в зависимости от их прошлого и системы ценностей.

EmoSync учитывает эти различия, подбирая для каждого пользователя уникальные сценарии, которые делают чужие эмоции ближе и понятнее. Модель использует так называемые персонифицированные метафоры, основанные на личном опыте пользователя. Такой подход превращает абстрактные эмоции в конкретные, знакомые переживания.

Разговор Жозе, Эшли и Emosync

Демонстрация сценария микроагрессии и возможности использования EmoSync.
Демонстрация сценария микроагрессии и возможности использования EmoSync.
https://dl.acm.org/doi/10.1145/3706598.3714122
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жозе — мужчина, 32 лет, а Эшли — женщина, 26 лет. В реплике, обращенной к Жозе, Эшли демонстрирует фонетический алфавит, который используют, в частности, летчики, чтобы передавать слова «по буквам» в условиях сильного шума. Когда Эшли говорит «alpha-charlie-bravo», она фактически передает три буквы — ACB, но она демонстрирует, вероятно, в шутку свое знание фонетического алфавита. Жозе говорит: «Wow, was your DAD a pilot?» («Вау, твой ОТЕЦ был пилотом?» ). И Эшли сильно обижается. Она справедливо интерпретирует реплику Жозе, как обесценивающую. Он почему-то не допускает, что не отец Эшли, а она сама летчик, и это ее, возможно, главное достижение в жизни. Тогда в разговор вмешивается Emosync, и напоминает Жозе, что был такой эпизод в его жизни, когда его самого ошибочно приняли не за профессионала, а за обслуживающий персонал из-за его внешности. Эта индивидуализированная метафора позволяет Хосе почувствовать, почему слова, которые казались ему безобидными, на самом деле сильно задели Эшли. И он извиняется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В эксперименте приняли участие более ста человек с разным жизненным опытом. Результаты показали, что после взаимодействия с EmoSync уровень понимания и эмпатии у участников заметно вырос по сравнению с традиционными методами. Это подтверждает, что персонализированные метафоры действительно способны усиливать эмпатию.

Соавтор работы профессор Инсок Хван, отмечает: «Это успешный пример того, как генеративный ИИ может выявлять уникальную эмоциональную структуру каждого пользователя и описывать персонализированные переживания, вызывающие конкретные эмоции. Это новый и значимый путь — как с научной, так и с социальной точки зрения — к развитию эмпатии теми методами, которые ранее были невозможны».