Не месть, а ритуал: почему в Древнем Египте разбивали статуи Хатшепсут после ее смерти

Одна из самых загадочных фигур Древнего Египта, Хатшепсут, долгое время считалась жертвой мести своего преемника. Однако новое исследование предлагает иную версию: ее статуи разрушались не из ненависти, а в рамках древних ритуалов.
Виталий Маршак
Виталий Маршак
Пишу новости, составляю тесты
Не месть, а ритуал: почему в Древнем Египте разбивали статуи Хатшепсут после ее смерти
© Department of Egyptian Art Archives, the Metropolitan Museum of Art. Photograph by Harry Burton (1929)

Более века считалось, что после смерти фараона Хатшепсут ее преемник Тутмос III начал кампанию по стиранию ее имени: разрушал статуи, выдал ее правление за свое и хотел уничтожить память о женщине, дерзнувшей стать правителем Египта. Но новое исследование, опубликованное в журнале Antiquity, предлагает иную интерпретацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению египтолога Джун Йи Вонг (Jun Yi Wong) из Университета Торонто, многие из повреждений статуй Хатшепсут – вовсе не результат злобы, а часть древнеегипетской практики «деактивации». Такой ритуал использовали для «обезвреживания» магической силы статуй умерших правителей, чтобы они не продолжали действовать в мире живых.

Что нашли археологи?

С 1920-х годов в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри археологи обнаружили тысячи обломков ее статуй. Многие исследователи сразу интерпретировали их как результат мести. Однако Вонг проанализировал полевые заметки, фотографии и письма того времени и заметил важную деталь: у большинства статуй были сохранены лица и надписи – а это необычно для актов вандализма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чаще всего повреждения приходились на шею, талию и ноги – те самые места, по которым били другие статуи фараонов во время ритуала деактивации. Это означало, что статуя теряет магическую силу, но ее не стремились уничтожить.

Преследование было, но не везде

Photo courtesy of the Metropolitan Museum of Art, Rogers Fund, 1931; Public Domain; CC0 1.0 Universal

Хотя ритуальное разрушение объясняет часть повреждений, нельзя полностью исключить политическую составляющую. На других памятниках, например, можно увидеть следы систематического уничтожения имени Хатшепсут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако сочетание ритуального и враждебного обращения с ее образом говорит о более сложной картине – возможно, Тутмос III действовал не из личной мести, а под давлением окружения или по традиции.

Почему это важно

Хатшепсут была одной из немногих женщин-фараонов в истории Древнего Египта. То, что спустя тысячелетия ее судьба по-прежнему вызывает научные споры, подчеркивает значимость ее фигуры. Если ее статуи действительно деактивировали с уважением, а не уничтожали в ярости – это делает ее правление еще более уникальным.