Как человеческий мозг учится, даже во время бесцельной прогулки

Может казаться, что бесцельные прогулки по городу — пустая трата времени. Однако ученые установили, что даже в такие моменты мозг активно работает, запоминая и анализируя окружающий мир.
Анна Мартынова
Анна Мартынова
Как человеческий мозг учится, даже во время бесцельной прогулки
Freepik

Ученые из научного центра Janelia Research Campus HHMI провели эксперимент и выяснили, что бесцельная прогулка может помочь быстрее обучаться, когда перед человеком стоит конкретная задача. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специалисты использовали мезоскоп — прибор, позволяющий одновременно записывать активность десятков тысяч нервных клеток мозга у мышей, которые бегали по виртуальному лабиринту с разными текстурами. Некоторые дорожки вели к награде — сладкой воде, — а другие нет.

Со временем мыши научились различать текстуры стен, связанные с поощрением. Тогда ученые заменили поверхности и убрали награды. Оказалось, что даже без явного поощрения мозг мышей продолжал фиксировать визуальную информацию, то есть запоминал, как выглядит окружение.

график, исследование
Предобучение без учителя ускоряет последующее обучение задаче
Nature
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это работает

Когда мы просто гуляем, зрительная кора — часть мозга, отвечающая за обработку того, что мы видим, — автоматически анализирует окружающий мир, создает некую карту. Позже, когда появляется необходимость чему-то научиться, например найти дорогу в новом месте, мозг использует уже имеющуюся информацию, и обучение происходит быстрее.

«Даже когда вы "отключаетесь" или просто гуляете, вы не думаете, что делаете что-то особенное или сложное. Мозг, вероятно, все еще усердно работает, чтобы помочь запомнить, где вы находитесь, организуя мир вокруг вас»
Мариус Пачитариу руководитель группы Janelia

Ученые назвали это неконтролируемым обучением. Когда мыши долго бегали по виртуальному лабиринту, их мозг сам запоминал текстуры стен. Позже, когда перед ними ставили задачу, они справлялись с ней быстрее, чем те мыши, которых тренировали целенаправленно.

Исследователи добавляют, что это может помочь изменить подход к образованию. Возможно, в будущем получится найти способ эффективнее учиться — не только через задания, но и через исследование мира.