Ученые из научного центра Janelia Research Campus HHMI провели эксперимент и выяснили, что бесцельная прогулка может помочь быстрее обучаться, когда перед человеком стоит конкретная задача. Исследование было опубликовано в журнале Nature.
Как человеческий мозг учится, даже во время бесцельной прогулки

Специалисты использовали мезоскоп — прибор, позволяющий одновременно записывать активность десятков тысяч нервных клеток мозга у мышей, которые бегали по виртуальному лабиринту с разными текстурами. Некоторые дорожки вели к награде — сладкой воде, — а другие нет.
Со временем мыши научились различать текстуры стен, связанные с поощрением. Тогда ученые заменили поверхности и убрали награды. Оказалось, что даже без явного поощрения мозг мышей продолжал фиксировать визуальную информацию, то есть запоминал, как выглядит окружение.

Как это работает
Когда мы просто гуляем, зрительная кора — часть мозга, отвечающая за обработку того, что мы видим, — автоматически анализирует окружающий мир, создает некую карту. Позже, когда появляется необходимость чему-то научиться, например найти дорогу в новом месте, мозг использует уже имеющуюся информацию, и обучение происходит быстрее.
Ученые назвали это неконтролируемым обучением. Когда мыши долго бегали по виртуальному лабиринту, их мозг сам запоминал текстуры стен. Позже, когда перед ними ставили задачу, они справлялись с ней быстрее, чем те мыши, которых тренировали целенаправленно.
Исследователи добавляют, что это может помочь изменить подход к образованию. Возможно, в будущем получится найти способ эффективнее учиться — не только через задания, но и через исследование мира.