Международный исследовательский проект ODEUROPA объединил специалистов из разных областей для документирования и сохранения исторических запахов Европы. Команда из Нидерландов, Франции, Германии, Италии, Словении и Великобритании создала уникальную базу данных исторических ароматов, содержащую более 2,4 миллиона упоминаний различных запахов.
ИИ восстановил «запах ада», как его представляли в Европе XVI века

Одним из самых ярких достижений проекта стала реконструкция запаха ада британским исследователем доктором Уильямом Тюллеттом из Йоркского университета. Изучив проповеди XVI-XVII веков, он воссоздал адский аромат на основе исторических описаний — от традиционной серы и смолы до более образных сравнений вроде «миллиона мертвых собак».
Этот инфернальный запах вместе с одиннадцатью другими историческими ароматами был представлен на Всемирной выставке 2025 года в европейском павильоне в Японии. Среди экспонатов были ладан, мирра и запах амстердамских каналов — каждый со своими культурными и историческими коннотациями.
Проект продемонстрировал, насколько восприятие запахов зависит от культурного контекста. Профессор Ингер Леманс, координировавшая исследовательскую группу, отметила реакцию посетителей: «Некоторые европейцы находили запах ада странно привлекательным, потому что запах дыма напоминал им жареное мясо, а вот японские посетители в Осаке находили его совершенно отвратительным».
Как восстанавливали запахи

Для поиска исторических свидетельств команда использовала искусственный интеллект, обучив модели находить упоминания запахов в 43 000 изображений и 167 000 исторических текстов на шести языках, датируемых XVI — началом XX века.
Картины, конечно, не содержат запахов, но на них изображены пахучие предметы. ИИ помог ученым устанавливать связь между изображением и возможным запахом.
Доминирующей темой «запаха ада» являются запахи серы и огня. Это связано с многочисленными изображениями и описаниями разрушения библейских городов Содома и Гоморры. Но это далеко не все. В запахе ада есть темы горячей смолы, гниения, мокрой шерсти, звериного пота с «нотками металла и крови».

Исследователи создали Набор инструментов обонятельного наследия, помогающий музеям и культурным объектам использовать ароматы для более глубокого погружения посетителей в историю. Как отметил Тюллетт: «Запах позволяет людям получить осязаемое, подлинное и реальное взаимодействие с прошлым».