Предложен двигатель, который позволит достичь малой планеты Седна за 7 лет

Ученые из Политехнического университета Бари предложили два способа достичь Седны — самой далекой карликовой планеты Солнечной системы. Термоядерный двигатель доставит аппарат за 10 лет с возможностью выхода на орбиту, а модернизированный солнечный парус — за 7 лет для пролетной миссии.
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский
Предложен двигатель, который позволит достичь малой планеты Седна за 7 лет
Седна. Реконструкция. Тусклое пятнышко в правом верхнем углу — это Солнце. NASA/JPL-Caltech
Карликовая планета Седна находится далеко за орбитой Плутона. Она совершает полный оборот вокруг Солнца за 11 000 лет. Поверхность Седны — красная, что указывает на сложную химию и возможное присутствие органических соединений. Ее температура никогда не превышает −240°C, это одно из самых холодных мест в Солнечной системе. Ученые считают, что Седна может быть первым известным небесным телом из внутреннего облака Оорта, изучение которого откроет секреты формирования нашей планетной системы.

В 2075-2076 годах карликовая планета Седна пройдет через перигелий — ближайшую к Солнцу точку орбиты. Тогда она будет от нас на расстоянии 76,19 астрономических единиц (расстояний от Земли до Солнца). Это максимально близко к Земле, но все равно почти в три раза дальше Нептуна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новое исследование, размещенное на сервере препринтов arxiv командой во главе с Еленой Анконой из Политехнического университета Бари, предлагает два подхода для достижения Седны в этом узком временном окне. Первый метод использует прямой термоядерный двигатель мощностью 1,6 МВт, который может доставить аппарат к Седне за 10 лет с возможностью выхода на орбиту планеты. Второй подход основан на усовершенствованной технологии солнечного паруса с термической десорбцией и гравитационным маневром вокруг Юпитера, что позволит добраться до цели за семь лет, но только для пролетной миссии.

Оба подхода сталкиваются с серьезными технологическими вызовами, но представляют собой потенциальный прорыв в освоении дальнего космоса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прямой термоядерный двигатель

Схема прямого термоядерного привода.
Схема прямого термоядерного привода.
WikiHelper2135
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Direct Fusion Drive (DFD) является концептуальным ядерно-термоядерным ракетным двигателем с низкой радиоактивностью, предназначенным для производства как тяги, так и электроэнергии. Концепция реактора была предложена в 2002 году.

Двигатель работает на чистом дейтерии и использует магнитное удержание с нагревом для создания управляемой термоядерной реакции мощностью от 1 до 10 МВт Ключевое преимущество DFD в том, что он напрямую преобразует энергию термоядерного синтеза в тягу, минуя промежуточные этапы преобразования энергии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теоретически DFD способен разогнать космический аппарат до скорости 44 км/с, что позволяет достичь окрестностей Нептуна менее чем за 10 лет. Главное преимущество термоядерного двигателя — возможность выхода на орбиту вокруг Седны для длительного изучения объекта. Но технология остается в значительной степени концептуальной и требует новых решений, которые пока не реализованы.

Солнечные паруса с термической десорбцией

Модифицированный солнечный парус.
Модифицированный солнечный парус.
https://www.thebrighterside.news/
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Традиционные солнечные паруса используют давление солнечного излучения для создания тяги. Новая концепция добавляет инновационный механизм: вместо полной зависимости от давления солнечного излучения, эта концепция использует термическую десорбцию — процесс, при котором молекулы или атомы, прикрепленные к поверхности паруса, высвобождаются при нагревании этой поверхности, и именно этот процесс создает тягу. Такой парус может за год преодолеть 20-40 а. е.

Технология солнечного паруса с термической десорбцией представляется более реалистичной в ближайшем будущем, поскольку основывается на уже проверенных принципах. Основной недостаток — возможность только пролетной миссии без выхода на орбиту, что ограничивает время наблюдений Седны всего несколькими часами или днями.

Обе технологии требуют точно рассчитанных гравитационных маневров и представляют собой значительный скачок в развитии космических двигательных установок. Естественно, если такие технологии будут реализованы, они позволят за обозримое время достигать и более близких объектов Солнечной системы, например, Юпитера и Сатурна.