Древесный, пряный и сладкий. Именно так запахи мумифицированных тел были описаны в недавнем исследовании Египетского музея в Каире – неплохо, учитывая, что им около 3000 лет.
Чем пахнет мумия, которой 3000 лет?

Сочетание человеческих «носов» и научных приборов показало, что запахи исходили не только от масел, бальзамов и смол, используемых для консервации тел. Мускус также исходил от музейных консервационных средств, а также от микробиологической активности мумий по мере их разложения.
Исследователи планируют воссоздать аромат для посетителей музея и говорят, что их работа может обеспечить неинвазивный способ наблюдения за состоянием мумии.
Как проходило исследование?

Исследование, опубликованное в журнале Американского химического общества (Journal of the American Chemical Society), впервые систематически изучает запахи мумифицированных тел, используя сочетание инструментальных и сенсорных методов, включая электронный «нос» и обученных людей. Всего было изучено девять древнеегипетских мумифицированных тел.
Исследователи использовали газовый хроматограф в сочетании с масс-спектрометром для измерения и количественной оценки химических веществ, выделяемых девятью древнеегипетскими мумифицированными телами, выставленными и хранящимися в Египетском музее в Каире. Кроме того, группа обученных людей описывала запахи с точки зрения качества, интенсивности и приятности.

Объединив эти методы, исследователи смогли определить, исходил ли химический запах от археологического предмета, от консервантов или пестицидов, которые могли быть добавлены позже, или от естественного износа предмета с годами из-за плесени, бактерий и других микроорганизмов. Исследование продемонстрировало эффективность определения запаха как неинвазивного и неразрушающего метода химической классификации и анализа древних останков.
В дополнение к получению более глубокого представления о сохранении древних мумифицированных тел и их материальной истории, исследование позволит музеям привлекать аудиторию не только визуально, но и с помощью обоняния, создавая «пахучие ландшафты».