Исследователи из Ханчжоуского и Нанкинского педагогических университетов провели эксперимент, в котором приняли участие 44 студента университета. Их задачей было запомнить рисунки с хаотично нарисованными волнистыми линиями. В общей сложности каждому добровольцу было показано 144 разные волнистые линии, а после каждой из них участникам следовало взглянуть на эмоциональные изображения: радостные сцены, нейтральные, либо грустные или пугающие. На этапе обучения каждая пара «волнистая линия — изображение» демонстрировалась трижды.
Ученые назвали позитивный настрой секретом крепкой памяти

Через 24-часа после сеанса обучения студенты прошли тест на проверку того, насколько хорошо они запомнили волнистые линии. Результат был четким: участники значительно лучше узнавали волнистые линии, которые были связаны с положительными изображениями, нежели с отрицательными.
Что показало сканирование мозга
И на этапе обучения, и на этапе тестирования ученые при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ) осуществляли мониторинг активности мозга участников. Запоминание связанных с положительными картинками линий демонстрировало удивительно схожие паттерны нейронной активности.

Их авторы эксперимента сравнили с тем, как любимые песни вызывают одинаковые эмоциональные реакции при каждом прослушивании. Как и в случае с музыкой, при столкновении с позитивной визуальной информацией мозг создает устойчивый «нейронный ритм», синхронизирующий все области мозга на протяжении нескольких сеансов обучения.
Эта согласованность была наиболее заметна в правой лобной доле мозга в промежуток от 380 до 600 миллисекунд после появления каждой волнистой линии. Участники, у которых наблюдались похожие модели активности нейронов в ответ на волнистые линии, связанные с положительными эмоциями, также продемонстрировали лучшие результаты в тестах на запоминание.
В то же время изображения, вызывающие негативые эмоции, оказывали прямо противоположный эффект: хотя волнистые линии в сочетании с ними тоже демонстрировали повышенную нейронную активность, она происходила в правой задней части мозга в течение 280–600 миллисекунд и не была связана с улучшением памяти. Как считают исследователи, мозг фокусируется на повышении бдительности в отношении потенциальных угроз, а не на эффективном обучении.

Ученые призывают преподавателей создавать позитивную обстановку на своих занятиях и не рассматривать эмоции как фактор, отвлекающий от серьезной учебы. Наоборот, они могут стать одним из самых мощных инструментов для улучшения человеческой памяти и усвоения знаний.