Социальные сети часто критикуют за распространение кликбейта и дезинформации. Однако новое исследование в журнале Nature Human Behaviour указало: если подписаться на надежные новостные аккаунты, информационная гигиена людей заметно улучшается.
Чтение новостей улучшает знания и помогает распознавать фейки! Но есть нюансы
Чтение новостей в соцсетях в течение двух недель улучшает знание повестки и помогает отличать фейковые сообщения от настоящих. Именно такие результаты показал масштабный эксперимент с участием более 3 000 человек.

Unsplash
В эксперименте участвовали жители Германии и Франции, которые ежедневно читали новости через популярную соцсеть и популярный мессенджер.

Основные результаты, разбитые уровнями соответствия. /
Nat Hum Behav (2025)
Чтение новостей в соцсетях помогает распознавать фейки
Международная команда ученых провела полевой эксперимент с 3 395 участниками.
- Одной группе предложили подписаться на новостные аккаунты, другой — на развлекательные. Через две недели первую группу проверили на знание новостей, уровень доверия к СМИ и способность отличать фейки.
Оказалось, чтение качественных новостей в соцсетях дало три четких результата:
- участники стали лучше разбираться в текущих событиях;
- начали точнее отличать правду от фейков;
- повысилось доверие к журналистике в целом.

Unsplash
Что советуют эксперты
Сегодня люди проводят в соцсетях более 2 часов в день, и многие получают информацию именно там. Правда, алгоритмы часто продвигают развлекательный контент, что снижает качество журналистики. Это делает пользователей уязвимыми к манипуляциям, — отмечают эксперты.
Новое исследование показало: не стоит бороться с соцсетями. Соцсети можно использовать для просвещения.
Главное — подписываться на проверенные источники и включать уведомления.
- Авторы исследования также подчеркивают: теперь важно найти способы поощрять пользователей к взаимодействию с достоверной информацией.
Медиаобразование и регулярное чтение качественных новостей могут стать важной частью борьбы с фейками и падением доверия к журналистике.