Ученые обнаружили, что обучение музыке на протяжении всей жизни, по-видимому, защищает мозг от одной из самых распространенных проблем старения: понимания речи в шумной обстановке. Исследование, опубликованное в журнале PLOS Biology, показало, что мозг пожилых музыкантов сохраняет удивительно молодые паттерны нейронных связей, по сути предотвращая типичные возрастные изменения, которые затрудняют понимание смысла разговоров в условиях фонового шума.
Музыкальное образование может снизить возрастные когнитивные изменения

Большинство пожилых людей демонстрируют повышенную мозговую активность, поскольку они больше работают, чтобы компенсировать возрастной спад. Музыканты, однако, сохраняют показатели эффективности работы мозга, аналогичные тем, которые наблюдаются у людей десятилетиями моложе, что позволяет предположить, что занятия музыкой накапливают неврологические ресурсы, которые окупаются в дальнейшей жизни.

Как стареющий мозг обычно адаптируется
Исследователи обсуждали, как факторы образа жизни, такие как музыкальное образование, влияют на процесс старения. Некоторые полагали, что накопленный жизненный опыт заставляет мозг работать еще интенсивнее при выполнении сложных задач. Другие полагали, что этот опыт может на самом деле предотвратить необходимость в дополнительных усилиях, сохраняя работу мозга в большей степени, чем у молодых людей.
Это новое исследование подтверждает вторую идею: музыканты не просто лучше справляются со старением — их мозг, по-видимому, стареет по-другому.
Исследователи из Китая и Канады изучили 74 человека: 25 пожилых музыкантов, 25 пожилых не музыкантов и 24 молодых не музыканта. Музыканты постарше серьезно относились к своему ремеслу: они начали тренироваться в возрасте до 23 лет, практиковались не менее 32 лет и по-прежнему играли почти по 13 часов в неделю.

Используя технологию визуализации мозга (МРТ), ученые наблюдали за работой мозга участников, в то время как они слушали простые слоги, такие как «ба» и «да», смешанные с фоновым шумом на разных уровнях громкости. Сканирование мозга показало поразительные различия между группами.
У пожилых людей, не являющихся музыкантами, наблюдалась ожидаемая картина старения: их мозг становился более активным и демонстрировал усиление связей между областями, поскольку они пытались понять речь сквозь шум. У музыкантов наблюдалась совершенно иная картина. Их уровень мозговой активности находился где-то между пожилыми людьми, не являющимися музыкантами, и молодыми людьми, но был гораздо ближе к младшей группе.
Интересно, что когда музыканты проявляли повышенную мозговую активность, их производительность на самом деле ухудшалась — это говорит о том, что их мозг обычно работал настолько эффективно, что дополнительные усилия были контрпродуктивны.