Темп старения у каждого человека свой — он зависит от генетической предрасположенности, образа жизни, уровня стресса, экологии и многих других факторов. Ученые давно выяснили, что внутренние механизмы старения запрограммированы в наших клетках, однако внешние условия также оказывают сильное влияние на скорость этого процесса.
Новое исследование выявило страны с самыми низкими и самыми высокими темпами старения

Межконтинентальное исследование
Чтобы определить, какие факторы ускоряют или замедляют биологическое старение, международная группа исследователей проанализировала данные более 160 000 человек из 40 стран на четырех континентах: в Африке, Азии, Европе и Южной Америке.
Затем полученные сведения были загружены в нейросетевую модель, которая должна была предсказать хронологический возраст каждого участника исследования. Благодаря этому авторам удалось посчитать так называемый «биоповеденческий разрыв в возрасте» — разницу между реальным возрастом и тем, что предсказал ИИ.

Результат анализа показал, что у европейцев самый высокий уровень здорового старения. В то же время в странах с низким уровнем дохода чаще встречаются люди с бóльшим биоповеденческим разрывом в возрасте.
Лучшие условия
Самый медленный процесс старения наблюдался у датчан: они были в среднем на 2,35 года младше своего хронологического возраста. Далее следуют жители Нидерландов и Финляндии. Как выяснили ученые, это благодаря хорошему качеству воздуха, развитой сфере здравоохранения, высокому уровню благосостояния и социальной защищенности, а также тренду на активный образ жизни.
В то же время быстрее всего стареют в Египте, где биоповеденческий возраст людей в среднем на 4,75 года превышает их хронологический возраст. За Египтом следует Южная Африка, а затем страны Южной Америки. На европейском континенте быстрые темпы старения зафиксированы в восточных и южных регионах.

Авторы работы также обнаружили, что у людей с ускоренным биологическим старением в 8 раз чаще возникают трудности с выполнением повседневных задач и в 4 раза чаще наблюдается снижение когнитивных функций.