Дороги станут прочнее: инновационный асфальт успешно прошел испытания в России

По данным открытых источников, разработка стала первой в России, которая прошла многолетние испытания в реальных условиях. На примере Ивановской области асфальт показал повышенную морозостойкость, устойчивость к трещинообразованию и колееобразованию.
Анастасия Баканова
Анастасия Баканова
Выпускающий редактор сайта
Дороги станут прочнее: инновационный асфальт успешно прошел испытания в России
Губкинский университет / Елена Чернышева
Новый асфальт оказался не только прочнее, но и на 10% дешевле аналогов за счет инновационной добавки в составе.

Проверка на прочность

Исследователи РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина подвели итоги испытаний модификатора структуры битума для асфальтобетонной смеси МСБ1. Разработка тестировалась в течение 5 лет на участке дороги «Шуя-Ковров» при поддержке правительства Ивановской области.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате тестов эффективность нового состава подтвердилась: асфальт значительно улучшил свойства дорожного покрытия, повысив его морозостойкость, устойчивость к трещинообразованию и колееобразованию, а также увеличив шумопоглощение. Кроме того, замеры показали снижение длины тормозного пути за счет повышения адгезии покрытия.

Контроль качества дорожного полотна
Контроль качества дорожного полотна
Губкинский университет / Елена Чернышева

Качество дорожного полотна на экспериментальном участке исследовалось методами контрольной вырубки, дефектоскопией и георадарным сканированием.

Все дело в битуме

Битум в асфальте – это вяжущее вещество, которое глубоко проникает во все компоненты асфальтобетонной смеси, скрепляя их друг с другом. Он обволакивает зерна щебня, песчинки и другие добавки и, застывая, формирует вокруг них прочный каркас. Именно поэтому от качества битума во многом зависит долговечность и прочность асфальта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Губкинском университете свойства битумов изучают с 1960-х годов прошлого века, когда на базе университета была создана битумная лаборатория – научно-исследовательский центр для создания новых технологий для дорожного хозяйства.

Образцы нефти для битума
Образцы нефти из разных месторождений. От исходного сырья зависят характеристики гудрона и полученных на его основе битумов
Губкинский университет

Отечественные ученые разрабатывали несколько направлений, которые помогли бы повысить качество асфальтобетонных смесей в разных климатических условиях. Одним из наиболее перспективных путей стало создание специальных добавок — модификаторов структуры битумов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МСБ1 представляет собой добавку сложного состава: она меняет структуру асфальтобетона. В нем образуются разноуровневые физические и химические пространственные сетки, что обеспечивает прочное армирование асфальтобетонной смеси и сокращает миграцию низкомолекулярных соединений (масляных составляющих) из битума.

Модификация снижает износ асфальта даже при условии резких перепадов температур, характерных для климата средней полосы России.
Лаборатория факультета химической технологии и экологии Губкинского университета
Лаборатория факультета химической технологии и экологии Губкинского университета
Губкинский университет
Лаборатория факультета химической технологии и экологии Губкинского университета
Лаборатория факультета химической технологии и экологии Губкинского университета
Губкинский университет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, исследования подтвердили: применение МСБ1 позволяет использовать меньше битума в составе асфальтобетонной смеси, что на 10% снижает стоимость асфальтобетонной смеси.

«Промышленное производство добавки пока не планируется, для этого разработкой должны заинтересоваться компании, — отметила Елена Чернышева, профессор кафедры технологии переработки нефти Губкинского университета. — Сейчас мы продолжаем испытания модификатора, чтобы исследовать его свойства в различных условиях. На автодороге Р-79 "Иваново-Ярославль" несколько лет назад организован второй экспериментальный участок с использованием опытной партии асфальтобетонной смеси протяженностью в километр. За ним будем наблюдать до 2028 года».

Лаборатория факультета химической технологии и экологии Губкинского университета
Лаборатория факультета химической технологии и экологии Губкинского университета
Губкинский университет

На следующем этапе ученые планируют разработать оптимизированные составы добавки для различных климатических зон, где погодные условия отличаются от средней полосы России.