Почему дети не понимают эмоции взрослых

Ученые из Пекинского университета в сотрудничестве с Университетом Висконсина выяснили, почему дети часто неправильно интерпретируют эмоции взрослых. Исследование показало, что дети в период развития от 5 до 10 лет постепенно переходят от простого «видения» мимических выражений к глубокой когнитивной интерпретации эмоций.
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский
Почему дети не понимают эмоции взрослых
О чем они говорят? Unsplash
В 5 лет мозг еще не готов к полноценному восприятию окружающих людей. Ребенок еще не понимает, что другие люди думают о чем-то своем и реагируют на происходящее не так, как он. В 5 лет дети еще не могут поставить себя на место другого человека.

Понимание эмоций других людей критически важно для формирования социальных связей любого человека. Но дети часто ошибаются при распознавании чувств взрослых. Процесс распознавания и понимания эмоций включает в себя восприятие мимики (изменений лица) и интерпретацию эмоционального смысла этих изменений. Ученые показали, как когнитивные механизмы развиваются у детей в период от 5 до 10 лет. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мозг ребенка «видит» эмоции

ЭЭГ
ЭЭГ
https://www.medicalnewstoday.com/articles/seizure-eeg

Ученые провели три взаимосвязанных эксперимента, охватывающих нейронную активность, концептуальное понимание и поведение. Первый эксперимент с использованием ЭЭГ показал, что даже пятилетние дети могут автоматически различать четыре основные мимические выражения — счастье, гнев, страх и печаль — через нейронные реакции в височно-затылочной области. Эта перцептивная способность оставалась стабильной в разных возрастных группах. Но более тонкие эмоциональные вариации остаются неразличимы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
A. Изображения предъявляются с базовой частотой 6 Гц, при этом каждое пятое (например, 5-е, 10-е, 15-е и т. д.) изображение демонстрирует странную конфигурацию лица (например, стереотипную конфигурацию страха), а остальные изображения выражают базовую конфигурацию лица (например, стереотипную конфигурацию счастья). B Схема задания на оценку концептуального сходства. Участников просили оценить каждую эмоцию по ее концептуальной связи с другими эмоциями. C Схема задания на сортировку. Участникам было дано указание поместить показанную эмоцию в домик, соответствующий соответствующей предопределенной эмоции. D Схема задания на сопоставление. Участников инструктировали перетащить человека, находящегося внизу, к одному из двух верхних людей, выражающих ту же эмоцию.
A. Изображения предъявляются с базовой частотой 6 Гц, при этом каждое пятое (например, 5-е, 10-е, 15-е и т. д.) изображение демонстрирует странную конфигурацию лица (например, стереотипную конфигурацию страха), а остальные изображения выражают базовую конфигурацию лица (например, стереотипную конфигурацию счастья). B Схема задания на оценку концептуального сходства. Участников просили оценить каждую эмоцию по ее концептуальной связи с другими эмоциями. C Схема задания на сортировку. Участникам было дано указание поместить показанную эмоцию в домик, соответствующий соответствующей предопределенной эмоции. D Схема задания на сопоставление. Участников инструктировали перетащить человека, находящегося внизу, к одному из двух верхних людей, выражающих ту же эмоцию.
Nature Communications (2025). DOI: 10.1038/s41467-025-62210-1

Во втором эксперименте ученые исследовали концептуальные знания. Они использовали задачу на сходство слов, показав, что старшие дети имели более тонкие эмоциональные ассоциации, например, связывая слово «плач» с множественными эмоциями.

В третьем — поведенческом — эксперименте младшие участники разделяли все эмоциональные реакции на два типа: положительные и отрицательные, в то время как старшие дети демонстрировали более утонченное понимание, различая конкретные негативные эмоции и отделяли, например, гнев и страх.

Анализ показал отчетливое развитие мозга в понимании эмоций: младшие дети больше полагаются на перцептивные сигналы (изображение или звук), в то время как старшие все сильнее зависят от концептуального знания. Этот процесс перехода от «видения лиц» к «пониманию чувств» показывает, что эмоциональное развитие формируется опытом, обучением и растущей когнитивной сложностью.