Идея создавать одежду, регулирующую температуру тела, возникла у Бориса Прядезникова, бывшего младшего научного сотрудника НОЦ «Полимерные и композиционные материалы» SmartTextiles БФУ им. Канта. Какое-то время ученый жил в жарком климате и решил найти научный способ справиться с перегревом: ощущение духоты негативно сказывалось на его самочувствии и снижало работоспособность. Так появился стартап «ТексХол», в рамках которого удалось создать особую ткань. Выполненная из нее одежда могла не только охлаждать тело, но и адаптироваться к условиям окружающей среды.
Российские ученые разработали ткань с охлаждающим эффектом

Нити с парафином, отводящие тепло
Как пояснил автор проекта, для производства охлаждающей ткани в первую очередь требуется создать нить. В нее вплетают микрокапсулы с парафином, исполняющего роль внутреннего кондиционера: именно он помогает поддерживать комфортную температуру тела.
Кроме того, в нитях содержатся теплоотводящие дополнители, гранулы полимера и концентраты определенных наполнителей, которые дают охлаждающий эффект, а еще защищают от ультрафиолета и устраняют неприятный запах. Чтобы разнообразить палитру ткани, в нее добавляют красители. После смешения всех компонентов нить проходит термальную обработку. На выходе получается прочная, упругая ткань.

В 2023 году «ТексХол» выиграл конкурс «Студенческий стартап» и получил грант в размере 1 млн рублей в рамках Платформы университетского технологического предпринимательства. Эта победа стала отправной точкой: с помощью полученных средств компания приобрела расходные материалы для первых образцов, изготовила тестовую партию футболок и провела испытания. В настоящее время стартап реализуется при участии НОЦ «Полимерные и композиционные материалы» при поддержке стартап-студии БФУ им. Канта.
На данный момент стартап фокусируется на двух основных направлениях: это поставки продукции на предприятия, чьи сотрудники трудятся в экстремальных условиях, и разработка собственной линейки спортивной одежды с охлаждающим эффектом. Компания уже достигла договоренности с производством в Калининграде и находится в процессе переговоров с сетью спортивных магазинов. В перспективах — выход на международный рынок через краудфандинг.
Борис Прядезников уверен, что технологии создаются, чтобы решать повседневные проблемы: «Лучшая мотивация — это видеть, как твой продукт меняет жизнь людей».