Ученые приближаются к возможности применения генного редактирования для лечения заболеваний человеческого мозга. За последние два года накопились технологические достижения и многообещающие результаты на мышах, которые закладывают основу для терапии разрушительных мозговых расстройств с помощью методов, производных от CRISPR-Cas9.
Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга

Внесение генетических изменений в клетки мозга гораздо труднее, чем в другие органы, где генное редактирование уже работает — кровь, печень или глаза. Если молекулярные компоненты для лечения печеночных заболеваний можно доставить в жировых частицах, которые естественным образом накапливаются в печени, то для мозга исследователи ищут аналогичные частицы, способные преодолеть гематоэнцефалический барьер.

Новые методы редактирования клеток мозга
Команда Лю применила праймерное редактирование у мышей с соответствующей мутацией. Техника скорректировала мутацию примерно в половине коры мозга, области, контролирующей обучение и память. «Результаты на мышах были очень сильными», — отмечает Лю.
Лаборатория также работает над коррекцией мутаций, вызывающих болезнь Гентингтона и атаксию Фридрейха. А в Китае нейробиолог Цзилун Цю использовал базовое редактирование для коррекции мутации в гене MEF2C, которая у детей вызывает эпилепсию и интеллектуальную недостаточность.

Особенно важно генное редактирование для синдрома Ретта, вызванного мутациями в гене MECP2. Простое добавление нормальной копии гена может вызвать токсическое перепроизводство белка, тогда как редактирование лишь исправляет естественную копию.
Путь от результатов на мышах до клинических испытаний долог. Цю надеется быть готовым через пять лет для испытаний базового редактирования у людей с синдромом Ретта. Обе команды планируют использовать аденоассоциированный вирус AAV9 для доставки компонентов в мозг, поскольку жировые частицы пока недоступны для мозга.
Но барьером к развитию генной терапии мозга может стать не технология, а финансирование. Биотехнологическая индустрия переживает длительный спад, инвесторы отходят от генных терапий из-за их дороговизны и сложности производства.