В XX веке разговоры о сознании наукой порой игнорировались — считались неэкспериментальными и слишком философскими. Только в 1990-х интерес вернулся, появились новые теории, включая интегрированную информационную теорию (IIT). Но теперь, по мнению нейробиолога и писателя Эрика Хоэла, опять есть риски потерять внимание из-за конфликтов, недостатка смелых идей и появления ИИ.
Эксперт предрекает «зиму сознания»: вот как ИИ может повлиять на будущее


Ученый рассказал, почему ИИ может вытеснить интерес к разуму
Эрик Хоэл — ученик Джулио Тониони, создателя IIT, а также автор теории причинного возникновения и популярного блога The Intrinsic Perspective («Внутренняя перспектива»).
- Он утверждает: науке не хватает не данных, а идей. «Мы ограничены не в инструментах, а в мыслях», — говорит ученый.
По его мнению, если бы богатый инвестор поддержал пару десятков молодых теоретиков без жестких рамок, это дало бы наибольший шанс изменить мир.
- Так, Хоэл опасается, что новый виток искусственного интеллекта может снизить интерес к сознанию: «Если ИИ будет умным, но не сознательным, люди подумают, что сознание вообще неважно».
Именно это, по его мнению, может привести к новому «замораживанию» исследований.
Что такое «зима сознания»
«Замораживание» исследований сознания уже происходило: с 1910-х и даже еще в 1980-х годах сознание было табу в академической науке, и только с конца XX века ученые вернулись к старым вопросам.
Эрик Хоэл отстаивает интегрированную информационную теорию как единственную сегодня полноценную теорию сознания, способную предложить конкретные ответы, в отличие от расплывчатых моделей вроде «глобального рабочего пространства».
- Он призывает к формализованным, точным теориям и более глубокому диалогу между философией и нейронаукой.
- «Философия не опасна — она нужна», — говорит Хоэл, подчеркивая, что ученым не хватает философской базы, а философам — научной строгости.
- Если удастся разработать надежную теорию, последствия могут быть колоссальными.
Это затронет и моральные дилеммы (например, чувствуют ли боль курицы), и границы этики, и, возможно, даже откроет фантастические перспективы — вроде создания сознательных ИИ или принципиально новых форм существования.