Исследование немецких ученых предполагает неожиданный взгляд на природу солнечной активности. Ученые вычислили механизм смены магнитных полюсов Солнца каждые 11 лети обнаружили, что планеты могут играть ключевую роль в регулировании активности центральной звезды. Работа опубликована в журнале Solar Physics.
Венера, Земля и Юпитер вместе сдерживают экстремальные солнечные бури

Ученые показали, что солнечные вспышки, магнитные бури и выбросы радиации формируются не только внутренними процессами звезды, но и гравитационным притяжением Венеры, Земли и Юпитера. Эти тонкие приливные силы работают подобно кардиостимулятору, ритмично воздействуя на внутренние магнитные системы Солнца в регулярном цикле.
«Кардиостимулятор» для нашего Солнца

Франк Стефани, ведущий автор работы, подчеркивает важность этого механизма: «Этот эффект очень важен, потому что Солнце наиболее активно во время максимальной напряженности поля. Именно тогда происходят самые интенсивные события с огромными геомагнитными бурями, такими как событие Каррингтона 1859 года, когда полярные сияния можно было увидеть даже в Риме и Гаване, а высокие напряжения повредили телеграфные линии».
Согласно модели команды, примерно каждые 11 лет приливные силы от трех планет выстраиваются «высоко согласованным образом», тонко влияя на солнечное магнитное динамо — механизм, генерирующий магнитное поле звезды. Исследователи также изучили малоизвестный цикл под названием квазидвухлетняя осцилляция — примерно 1,7-летние колебания в магнитном поле Солнца, которые могут оказывать успокаивающее воздействие на общую солнечную активность.

Самые мощные радиационные выбросы нашего Солнца остаются в 10-100 раз слабее тех, что наблюдаются у других звезд подобного типа в галактике. Это относительное спокойствие могла даже способствовать возникновению жизни на Земле, обеспечивая стабильную космическую погоду и защищая планету от экстремального солнечного излучения.
Работа представляет новый взгляд на космическую механику Солнечной системы, где планеты выступают не просто пассивными объектами, а активными участниками регулирования звездной активности.