Лихорадка Западного Нила — серьезная инфекционная угроза, которая из года в год становится все масштабнее. Это вирусное заболевание передается через укусы комаров и может протекать бессимптомно, но в тяжелых случаях приводит к поражению центральной нервной системы, менингиту и энцефалиту.
Ученые раскрыли неочевидный фактор распространения лихорадки Западного Нила

Как лихорадка Западного Нила появилась в России?
Изначально болезнь в Россию принесли птицы, улетающие зимовать в южные регионы Африки и Аравийского полуострова. Но со временем глобальное потепление позволило вирусу активно размножаться и в регионах нашей страны.
Ранее считалось, что лихорадка — это «южная» болезнь, ограниченная жаркими регионами России, но в последние годы вирус активно продвигается на север: в 2021 году 75% всех случаев заболеваний в нашей стране пришлось на Центральный федеральный округ, включая Подмосковье и более северную Тверскую область. Ученые склонны считать, что такой сдвиг напрямую связан с изменением климата.

Вспышки лихорадки можно прогнозировать
Ученые из Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) предложили новый подход к прогнозированию вспышек лихорадки. Их исследование показало, что для понимания динамики заболеваемости ключевое значение имеют не средняя температура лета или общее количество осадков, а именно климатические аномалии — отклонения от нормы.
Авторы использовали в анализе суммы положительных температурных аномалий (когда температура превышает +20°C — порог, при котором вирус начинает активно размножаться в комарах) и суммы отрицательных аномалий осадков, то есть засух.

Это значит, что именно отклонения от климатической нормы — такие как продолжительная засуха или аномальная жара — дают более точную информацию о риске заразиться, чем усредненные показатели. Засуха приводит к высыханию мелких водоемов, и птицы — основные природные резервуары вируса — концентрируются вокруг оставшихся источников воды, увеличивая плотность популяций и частоту контактов с комарами-переносчиками. Высокая температура, в свою очередь, ускоряет размножение вируса в организме комаров и сокращает время, необходимое для передачи инфекции.
В своем исследовании специалисты использовали данные климатических моделей. Роспотребнадзор и региональные службы могут уже сейчас включать анализ климатических аномалий в свои прогнозные алгоритмы, чтобы заблаговременно объявлять о высоком риске вспышки болезни и запускать профилактические меры: от обработки водоемов от комаров до своевременного информирования населения.

«Сейчас в нашей стране встречаются несколько различных штаммов вируса. Они могут по-разному реагировать на изменение климата. Наша модель уже сейчас умеет хорошо прогнозировать риск заразиться лихорадкой Западного Нила в южных регионах России. Однако вирус способен быстро мутировать и приспособиться к другим, более холодным территориям. Продвижение болезни на север, вплоть до Московской области, это доказывает. Важно продолжать изучать поведение вируса в условиях центральных регионов нашей страны, чтобы понять полную картину происходящего и научиться точно прогнозировать распространение инфекции. Это позволит защитить население», — заключает Денис Новиков, старший преподаватель кафедры общей гигиены и экологии ВолгГМУ.