«Портрет дамы» итальянского художника Джузеппе Гисланди считался безвозвратно утраченным с 1940 года. Однако журналисты из Нидерландов обнаружили работу над диваном в доме на побережье Атлантики, в Аргентине.
Фото о продаже дома в Аргентине помогло найти картину, которую похитили нацисты


Как нашли охищенную нацистами картину
В 1940 году, во время нацистской оккупации Нидерландов, у еврейского арт-дилера Жака Гудстиккера конфисковали более 1 100 произведений искусства. «Портрет дамы» стал одной из самых известных утрат — след картины теряется после того, как ею завладел один из соратников Германна Геринга, финансовый советник СС Фридрих Кадгиен.
- Журналисты газеты Algemeen Dagblad более десяти лет расследовали судьбу утраченного полотна.
- Их внимание привлек Кадгиен, который после войны скрылся в Аргентине.
- Из документов стало известно, что он вывез с собой драгоценности и две картины — одну из них удалось опознать в 2025 году на фото с сайта недвижимости.

Репортер Питер Схаутен заметил объявление о продаже дома в городе Мар-дель-Плата, который принадлежал дочерям Кадгиена. В одной из фотографий гостиная была украшена знакомым изображением. Эксперты из Нидерландов подтвердили, что это — тот самый «Портрет дамы».
- Формально подтвердить подлинность можно только при личном осмотре, но, по словам исследовательницы Аннелис Кул из Национального агентства культурного наследия Нидерландов, сомнений практически нет.
- «Согласно послевоенным декларациям, Кадгиен владел этой картиной. И теперь она — в доме его дочерей», — заявила экспертка.

Наследница еврейского арт-дилера Гудстиккера, его невестка Марей фон Заер, намерена вернуть произведение.
- Тем временем в распоряжении журналистов газеты Algemeen Dagblad появились и другие свидетельства.
- В соцсетях обнаружилось фото 2012 года, на котором, предположительно, изображена еще одна картина из коллекции Гудстиккера — работа Абрахама Мийонга.
- Расследование подчеркивает, насколько велика вероятность, что в домах аргентинцев до сих пор хранятся шедевры, похищенные во время Второй мировой.
Как отметил журналист Сирил Росман, «сотни, а возможно и тысячи нацистских беглецов скрылись в Аргентине. Кто знает, сколько еще похищенных картин тихо передавались по наследству».