Туринская плащаница – один из самых известных христианских артефактов. По преданию, это полотно, в которое было завернуто тело Христа. На нем виден слабый отпечаток человеческого лица и следы, похожие на кровь. Для верующих это – доказательство чуда, для скептиков – искусная подделка.
Туринская плащаница: скептики появились еще в XIV веке

Исторически первое упоминание о плащанице датируется 1354 годом. Вскоре после появления ее назвали подделкой: епископ Труа утверждал, что ткань «изящно нарисована художником». Но это не помешало артефакту приобрести популярность – от средневековых паломников до понтификов XXI века.
Предыдущие исследования
В 1980-х плащаницу исследовали три независимые лаборатории. Радиоуглеродный анализ показал, что ткань была создана между 1260 и 1390 годами – именно тогда, когда она впервые вошла в исторические записи. Ученые также моделировали ранения и кровотечения, сравнивая их с отпечатками на плащанице. Результаты показали, что они не соответствуют картине распятия, а тело должно было бы находиться в неестественных позах.
Ранее в этом году бразильские ученые также использовали 3D-моделирование для изучения плащаницы. Они пришли к выводу, что след на ней гораздо больше напоминает отпечаток именно барельефа, чем живого тела.
Сторонники подлинности объясняли расхождения реконструкцией ткани, пожаром во Франции в 1532 году или даже воздействием угарного газа. Но проверки не подтверждают эти версии.
Новое открытие в старых текстах

В новом исследовании, опубликованном в Journal of Medieval History, ученые нашли еще одно подтверждение средневекового скепсиса. В трактате о «необъяснимых явлениях», написанном между 1355 и 1382 годами, философ Николай Орем приводит плащаницу как пример «церковного обмана». Он отмечал, что священнослужители часто создавали чудеса ради пожертвований и призывал проверять свидетельства здравым смыслом.
По мнению специалистов, текст был написан около 1370 года, вскоре после первой выставки плащаницы во французском Лире.
Почему это важно
Открытие не дает новых данных о возрасте полотна, но показывает, что критическое мышление существовало даже в Средневековье. Более того, сомнения в подлинности плащаницы появились почти сразу после ее появления.
Сегодня реликвия хранится в Турине и выставляется крайне редко. Несмотря на массу доказательств ее средневекового происхождения, она остается одной из самых знаменитых святынь христианского мира.