Ученые из Университета Суррея совместно с коллегами из Университета Шеффилда и экспертами из Королевского садоводческого общества задались вопросом, как именно надо взаимодействовать с природой, чтобы получить от нее максимальную пользу? Исследование было опубликовано в журнале People and Nature.
Исследование: стоит прислушаться к пению птиц, чтобы почувствовать себя лучше

Как проходил эксперимент
В эксперименте приняли участие 79 человек. Их разделили на три группы и отправили на прогулки по одному и тому же саду. Разница была лишь в том, что их параллельно попросили сделать:
- замечать и обращать внимание на природные особенности, например, прислушаться к пению птиц, вдохнуть аромат цветущих растений или рассмотреть текстуру листьев;
- предложили фокусироваться на объектах, созданных человеком: здания, скамейки, прислушиваться к шуму машин и разговорам людей;
- контрольная группа без конкретных указаний.
После прогулки исследователи измерили эмоциональное состояние всех участников.

В результате участники из первой группы сообщили о значительно более высоком уровне благополучия. Они чувствовали глубокое спокойствие и расслабление, описывали это как «ощущение тяжести с плеч». У них наблюдался прилив положительных эмоций и физическое расслабление — многие непроизвольно начали дышать глубже. Участники отметили, что чувствовали, что их «ментальные батарейки» перезарядились, а внутренний шум и тревожные мысли отступили.
В то же время те, кто фокусировался на техногенных объектах, получили от прогулки гораздо меньше пользы. Их восстановительный эффект был значительно меньше. А группа без особых инструкций оказалась где-то посередине.

Почему это работает
Дело в том, что повседневная жизнь переполнена стимулами, требующими внимания: уведомления в телефоне, списки дел, рабочие задачи, шум города. Это держит нервную систему в напряжении, что приводит к стрессу.
Сознательное переключение фокуса на непредсказуемые, но неторопливые паттерны природы дает мозгу передышку. Это форма легкой медитации или осознанности, отмечают ученые.