Когда новорожденный открывает глаза, его мозг только учится видеть

Команда нейробиологов из Института Макса Планка во Флориде описала механизм обучения, благодаря которому мозг новорожденного учится надежно распознавать зрительную информацию. В момент первого открытия глаз готов только физиологический прототип всей системы зрения, и нейронам необходимо обучение, чтобы начать различать верх и низ, правое и левое.
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский
Когда новорожденный открывает глаза, его мозг только учится видеть
Мир еще в тумане. Unsplash
Когда ребенок впервые открывает глаза, его мозг еще не умеет надежно интерпретировать зрительную информацию. Новорожденный видит свет, тени и движение, но не может четко различать формы, линии или объекты. Бинокулярное зрение отсутствует. Острота зрения в 10-20 раз ниже, чем у взрослого. Картинка сильно размыта. Более-менее надежно различаются только объекты не дальше 20-30 см. Главные зрительные объекты, на распознавание которых новорожденный настроен эволюционно, — это материнская грудь, и спустя неделю-две — ее лицо. Но нейроны еще реагируют хаотично: на одну и ту же картинку отвечают разные группы клеток, и мозг не может сформировать устойчивое представление о том, что находится перед глазами.

Зрительные области мозга организованы в модули — это участки нейронов, которые активируются вместе в ответ на определенный стимул. Например, одни модули реагируют на вертикальные полосы, другие — на горизонтальные. В зрелом мозге эти модули надежно координируют свою работу, что обеспечивает надежное распознавание объектов и принятие решений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если модули в зрительной коре надежно распознают вертикальные и горизонтальные полосы, они по сути создают базовую сетку для всего визуального восприятия. Это как обучение системы GPS — сначала нужно понять, где «север-юг» и «восток-запад», а потом можно определять и местоположение объектов.

До недавнего времени оставалось загадкой, как развивается модульная структура, отвечающая за вертикальную и горизонтальную ориентацию полос. Команда доктора Дэвида Фицпатрика решила выяснить, как формируются надежные модульные ответы мозга. В опыте на зрительной системе хорька ученые подтвердили, что когда глаза новорожденного открываются, мозговые реакции на одну и ту же зрительную сцену непостоянны — каждый раз отвечают разные группы нейронов, что ограничивает способность мозга понимать окружающий мир. И мозг начинает учиться. Работа опубликована в журнале Neuron.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мозг учится видеть

Структура визуальной коры. Серое вещество первичной зрительной коры делится на шесть слоев: I, II, III, IV, V, V, которые состоят из различных типов нейронов. В основном наблюдаются два типа нейронов: пирамидальные клетки и интернейроны. Пирамидальные клетки — это возбуждающие нейроны. Интернейроны — тормозные Рисунок иллюстрирует слои и типы клеток в первичной зрительной коре. В новом исследовании речь идет о связи входного слоя L4 с L2/3 слоями. Именно здесь происходит обучение распознаванию вертикальных и горизонтальных полос. Рисунок из работы Adaptation and Neuronal Network in Visual Cortex (2012)
Структура визуальной коры. Серое вещество первичной зрительной коры делится на шесть слоев: I, II, III, IV, V, V, которые состоят из различных типов нейронов. В основном наблюдаются два типа нейронов: пирамидальные клетки и интернейроны. Пирамидальные клетки — это возбуждающие нейроны. Интернейроны — тормозные Рисунок иллюстрирует слои и типы клеток в первичной зрительной коре. В новом исследовании речь идет о связи входного слоя L4 с L2/3 слоями. Именно здесь происходит обучение распознаванию вертикальных и горизонтальных полос. Рисунок из работы Adaptation and Neuronal Network in Visual Cortex (2012)
https://www.researchgate.net/publication/278025591_Adaptation_and_Neuronal_Network_in_Visual_Cortex
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи измерили как зрительную информацию, поступающую в модули визуальной коры, так и изменение реакции модулей по мере приобретения зрительного опыта. Оказалось, что до получения опыта (до первого открытия глаз) модули еще не специализированы. Нейроны, передающие информацию о горизонтальных линиях, активировались одновременно с модулями, специализированными на вертикальных линиях. При регистрации одной и той же картикни одним или другим глазом (монокулярное зрение) реагировали разные нейронные модули.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Схема исследования.
Схема исследования.
https://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(25)00599-9

Разработанная учеными вычислительная модель предсказала характер изменений визуальных модулей в процессе обучения: модули, которые получают зрительные стимулы постепенно настраиваются на модули обработки информации. Причем «вертикальные» модули уже путаются с «горизонтальными». Эксперименты на мозге хорька подтвердили это предсказание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный вывод — в момент открытия глаз мозг готов учиться видеть, но ему еще нужно научиться видеть. «Наши результаты демонстрируют стратегию, которая позволяет мозгу учиться лучше и быстрее. Мозг эволюционировал так, что на раннем этапе развития, еще до открытия глаз, он готов производить паттерны активности, организованные в модули», — объясняет первый автор работы доктор Аугусто Лемпель.

Врожденная модульная организация подготавливает мозг к эффективному обучению после открытия глаз, согласуя важную информацию из внешнего мира с модульной структурой. Такая структура и обеспечивает быстрое обучение.