Марганцевый синий: ученые обнаружили редкий пигмент в знаменитой картине Джексона Поллока

Ученые раскрыли тайну ярко-голубого цвета на легендарной картине Джексона Поллока «Номер 1А» (Number 1A), 1948. Исследование показало, что художник использовал редкий пигмент «марганцевый синий», который давно не производится.
Виталий Маршак
Виталий Маршак
Пишу новости, составляю тесты
Марганцевый синий: ученые обнаружили редкий пигмент в знаменитой картине Джексона Поллока
© John Wisniewski, via Flickr, CC BY-ND 2.0 https://creativecommons.org/licenses/by-nd/2.0/deed.en
В настоящее время этот пигмент не производят

Джексон Поллок – культовая фигура абстрактного экспрессионизма. Его стиль, включающий хаотичные брызги краски, стал символом послевоенного искусства США. Но один из цветов его знаменитой Number 1A, 1948 долго оставался загадкой – ярко-голубой, который невозможно было точно атрибутировать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В новом исследовании, опубликованном в журнале PNAS, группа химиков и реставраторов решила выяснить, какой пигмент скрывается за этим оттенком. С помощью лазерной спектроскопии – метода, позволяющего изучать вещество на уровне атомов, – они подтвердили, что Поллок использовал «марганцевый синий» (химически – сульфат манганата (VI) бария).

Пигмент из прошлого

Картина Джексона Поллока «Номер 1А» (Number 1A), 1948
Картина Джексона Поллока «Номер 1А» (Number 1A), 1948
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марганцевый синий был открыт в 1907 году и запатентован в 1935-м. В середине XX века его активно использовали художники, но к 1990-м пигмент исчез из палитры из-за экологических и токсикологических рисков. Сегодня его цвет можно воссоздать, смешав другие краски, но настоящего марганцевого синего уже не производят.

Интересно, что это первый подтвержденный случай применения этого пигмента Поллоком. Для истории искусства это ценный результат, так как он помогает точнее понять, с чем работал художник, и как формировалась его знаменитая палитра.

Почему это важно

Определение точного состава пигментов важно не только историкам искусства, но и реставраторам. Знание химической природы красок позволяет правильно подбирать условия хранения – например, уровень освещенности или влажность, ведь некоторые пигменты разрушаются под ультрафиолетом или окисляются на воздухе.

Кроме того, понимание химии пигментов помогает разрабатывать безопасные методы реставрации: некоторые вещества могут вступать в реакцию с современными консервантами, что приводит к повреждению картины.