Ученые обнаружили 13 «генов чтения», связанные с дислексией

Для человека с дислексией чтение и письмо — сложная задача. Буквы могут казаться перепутанными, слова — ускользать, а потому эти процессы требуют огромных усилий. Ученые долго не могли дать точный ответ на вопрос, какие именно гены отвечают за это.
Анна Мартынова
Анна Мартынова
Ученые обнаружили 13 «генов чтения», связанные с дислексией
Freepik
Дислексия — это расстройство развития нервной системы, особенность работы мозга, с которой, по оценкам, живут от пяти до десяти процентов людей во всем мире.

Уже давно известно, что дислексия часто передается по наследству. Это наводит на мысли, что корни заболевния кроются в генетике. Ученые из Эдинбургского университета и Института психолингвистики Макса Планка провели крупнейшее в истории исследование этого расстройства. Работа была опубликована в журнале Translational Psychiatry.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как искали «гены чтения»

Ученые объединили данные двух больших баз: от консорциума GenLang, где собраны результаты стандартных тестов на способность к чтению у тысячи людей, и от 23andMe — компания предоставляет услуги по анализу ДНК. В результате у исследователей оказались данные более 1,2 миллионов человек.

Специалисты применили ко всей информации многопризнаковый анализ ассоциаций. Этот метод позволяет искать общие генетические корни у двух связанных между собой явлений.

девушка читает, книга
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге ученые обнаружили 80 участков в человеческом геноме, которые имеют статистически значимую связь с дислексией. 36 из них — новые, то есть о их связи с заболеванием раньше не было информации. А о 13 из этих 36 вообще не подозревали ранее.

Что делают эти гены

Оказалось, что многие из найденных генов очень активны в ранний период развития мозга, особенно в тех его отделах, которые отвечают за речь и чтение. Они участвуют в двух важных процессах:

  1. В передаче нейронами друг другу электрических сигналов.
  2. В формировании синапсов — особых точек соединения между нейронами, через которые происходит передача сигнала.

Это прямое доказательство того, что дислексия — не психологическая проблема, а биологическая особенность развития мозга, которая закладывается еще на раннем этапе его формирования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
девочка читает
Freepik

Ученые попытались создать полигенный индекс риска — это условный счет, который вычисляется на основе всех генетических вариантов, связанных с дислексией. Оказалось что этот индекс может объяснить около 4,7% различий в способностях детей к чтению.