Команда из Исследовательского института лейкемии имени Хосепа Каррераса в Испании провела тщательное обследование женщины, родившейся в Сан-Франциско в 1907 году и прожившей остаток жизни в Испании после того, как ее семья переехала, когда ей было восемь лет.
Здоровье этой 117-летней женщины также может помочь нам прожить дольше

В этом увлекательном исследовании ученые изучили ее ДНК и ее эпигенетические маркеры, активность генов, белки, метаболиты крови, кишечные микробы и иммунные клетки, что дало четкую картину того, как она добилась того, чего добиваются очень немногие люди — не просто дожила до 100 лет, но и вела здоровый образ жизни. Несмотря на многие явные молекулярные признаки старения, Браньяс Морера также обладала некоторыми важными биологическими маркерами, которые помогают объяснить, почему она оставалась здоровой в последние годы жизни.
Что показало исследование

Некоторые биологические признаки женщины указывали на преклонный возраст. В ее хромосомах были очень короткие теломеры — защитные колпачки на концах хромосом, которые разрушаются при каждом клеточном делении. Также у нее было большое количество ультракоротких теломер. У нее также было клональное кроветворение, обычное явление с возрастом, когда одна стволовая клетка костного мозга претерпевает мутацию, и ее потомство начинает производить непропорционально большую долю клеток крови человека.
У Женщины была более высокая доля В-клеток, ассоциированных с возрастом, — подгруппы, которая имеет тенденцию накапливаться во взрослом возрасте и обладает большей воспалительной активностью и менее эффективна в выработке эффективных антител, что со временем ослабляет иммунную систему.

Однако, несмотря на эти возрастные признаки, которые в конечном итоге могут привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний или рака, Браньяс Морера не страдает ни одним из недугов.
Возможно, еще более примечательными были маркеры, которые бросали вызов ее 117,5 годам пребывания на Земле и носили скорее защитный, чем разрушительный характер. Показатели ее липидного обмена соответствовали мечте кардиолога: низкий уровень холестерина липопротеидов очень низкой плотности (ЛПНП) и триглицеридов, очень высокий уровень липопротеидов высокой плотности (ЛПВП, или «хорошего» холестерина) и структура частиц липопротеидов, связанная с отличным состоянием сердечно-сосудистой системы. Ее маркеры воспаления, которые включают в себя множество белков острой фазы (GlycA/GlycB), также были низкими, что помогало защитить ее от хронических заболеваний.
Похожая история произошла и с ее кишечником. Ее микробиом был необычайно богат для человека ее возраста и отличался более «молодыми» признаками — в первую очередь высоким содержанием бифидобактерий, количество которых обычно уменьшается в пожилом возрасте и связано с противовоспалительными сигналами и выработкой полезных короткоцепочечных жирных кислот.

Исследователи отметили, что Браньяс Морера регулярно употребляла йогурт, который может питать эти полезные штаммы бактерий. Эти полезные микробы также поддерживаются при употреблении ферментированных продуктов, таких как кимчи и мисо.
Но, пожалуй, самым убедительным доказательством ее секрета долголетия стали эпигенетические часы-маркеры, которые рассказывают о биологическом возрасте с помощью паттернов метилирования ДНК. В крови, слюне и моче ее биологический возраст был значительно моложе ее хронологического возраста по нескольким независимым показателям. Часы метилирования рибосомальной ДНК, которые были вычислены на основе полногеномного бисульфитного секвенирования, показали, что она была примерно на 23 года моложе своего календарного возраста. В то время как наше биологическое старение имеет тенденцию ускоряться по мере того, как мы становимся старше, Браньяс Морера, по-видимому, бросает вызов этой тенденции и демонстрирует признаки замедления эпигенетического старения.

Однако, по-видимому, ее впечатляющее здоровье отчасти зависит и от генетики. Хотя нам еще предстоит найти единый «ген долголетия», ученые выявили группу вариантов, которые часто встречаются у людей, которые живут долго и ведут здоровый образ жизни. В случае с Браньяс Морерой секвенирование генома показало, что у нее было несколько редких вариантов, связанных с иммунной системой, защитой сердечно-сосудистой системы, нейропротекцией и здоровьем митохондрий. У нее также отсутствовали некоторые распространенные мутации риска — например, она не была носительницей вредных аллелей аполипопротеина Е, которые связаны с болезнями в пожилом возрасте, включая болезнь Альцгеймера. Клетки ее крови показали, что у нее была сильная митохондриальная функция, которая помогала поддерживать бесперебойную работу ее взаимосвязанных систем.