Лингвисты показали, что и после 60 можно успешно учить языки

Исследователи из Университета Эссекса показали, что люди старше 60 лет могут успешно изучать новые языки независимо от метода обучения. В эксперименте с изучением хорватского языка 80 англоговорящих добровольцев в возрасте от 60 до 83 лет достигли 80% точности.
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский
Лингвисты показали, что и после 60 можно успешно учить языки
Unsplash
Способность к скрытому обучению — усвоению знаний без осознанного анализа правил — связана не только с возрастом, но и с социальной активностью. Работающие пожилые люди постоянно сталкиваются с новыми ситуациями и задачами, что поддерживает их когнитивную гибкость. Поэтому трудовой статус оказывается важнее хронологического возраста для освоения языка через контекст и практику.

Распространенное мнение о том, что с возрастом способность к изучению языков снижается, оказалось заблуждением. Хотя некоторые когнитивные способности действительно ослабевают с годами — ухудшается слух, зрение, скорость обработки информации и память — это не означает неизбежного снижения способности к языковому обучению.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Более того, исследователи предполагают, что кажущееся замедление может быть результатом накопленного за жизнь опыта и знаний. Чем старше мы становимся, тем больше информации нам приходится анализировать, что может замедлять процесс. При этом общие и особенно вербальные знания с возрастом могут даже расти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возраст не мешает изучению языков

В новом исследовании, опубликованном в журнале Language Teaching Research, сравнивались два подхода к изучению языка. В эксплицитном подходе давались полные объяснения грамматических структур, в инцидентальном — никаких объяснений, но больше практических упражнений. Результат оказался неожиданным: участники одинаково успешно осваивали материал независимо от методики.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследование также выявило интересную связь между способностью к имплицитному обучению (усвоению материала из контекста), трудовым статусом и самооценкой. Люди, которые сообщали о более позитивной самооценке, показали лучшие способности к имплицитному обучению. Более того, те, кто продолжал работать во время исследования, демонстрировали лучшие способности к имплицитному обучению по сравнению с пенсионерами.

Результаты показывают, что изучение языков в позднем возрасте может быть очень успешными. Основным фактором оказывается уверенность в собственных силах, которая возникает из сочетания способностей и социального статуса.