Одна из теорий, обуславливающая популярность определенных книг, гласит, что все дело в универсальности затронутых тем, привлекательных персонажах и вечных человеческих ценностях. Отчасти это подтвердилось в предыдущих исследованиях: было установлено, что успех только что вышедшей книги связан с наличием положительного мужского персонажа. Но это явно не способствует сохранению популярности романа на протяжении десятилетий, а лишь объясняет мгновенный успех.
Стало известно, почему одни литературные произведения становятся вечной классикой, а другие быстро забываются

А «вечными» книги, по всей видимости, делают особенности языка и структура предложений. Именно к таким выводам пришла международная группа исследователей в новой работе.
Какие произведения становятся «классикой»
Канадские специалисты изучили 300 английских романов, рожденных в период с 1909 по 1923 год. Все они были разделены на две категории: в первую попали книги, ставшие бестселлером практически сразу после выхода, но впоследствии потерявшие свою популярность и забытые временем; во вторую вошли романы, которые изначально привлекали меньше внимания, но постепенно завоевывали признание публики и становились настоящими шедеврами литературы.

Затем они попросили искусственный интеллект выступить в роли литературного критика и обучили его анализировать тексты по ряду критериев, традиционно используемых профессиональными рецензентами. Для этого было использовано 70% отобранных романов.
Было обнаружено, что книги из первой категории, как правило, длиннее и написаны более непринужденным языком — в них часто встречаются такие разговорные слова и междометия, как «ага», «ох» и «ладно». Кроме того, в этих текстах было гораздо больше знаков препинания и коротких предложений. Исследователи сделали вывод, что такой стиль делает литературные произведения более легкими для чтения, но, по всей видимости, не обеспечивает долгосрочное удержание интереса читателей.
Что касается романов, прошедших проверку временем, то здесь вырисовывалась совершенно иная картина: тексты были короче, но содержали длинные и сложные по конструкции предложения с редкими словами. Такие произведения требуют большей концентрации от читателя и заставляют его «сильнее напрягать мозги». Выходит, то, что многие считают недостатком, наоборот, играет в «плюс» произведению.

Оставшиеся 30% романов ученые использовали для дополнительного эксперимента: они попросили ИИ проанализировать содержание каждого из них и составить прогноз, какая книга станет «вечной», а какая быстро забудется. Нейросеть оказалась на 70% права, и ее выводы подтвердили сформулированные ранее гипотезы о том, что лингвистические особенности и структурные характеристики играют ключевую роль в долговечности произведения.
Однако некоторые специалисты подвергли результаты этого исследования критике. Так, литературовед Дороти Хейл из Калифорнийского университета в Беркли считает, что 100 лет — это слишком маленький срок, чтобы оценивать «вечность» литературных произведений. Сейчас во многих учебных заведениях Америки наблюдается тенденция об отказе изучения произведений Шекспира, которые во всем мире считают эталоном драматического искусства. Это говорит о том, что общественное восприятие искусства постоянно меняется, и сегодняшняя классика завтра может оказаться вне поля зрения будущих поколений. Какими бы шедевральными они ни были...