Археология и генетика последних десятилетий разрушили старую романтическую версию о «древнем феминистском рае». Анализ ДНК и изотопов костей позволяет ученым установить пол, происхождение и образ жизни людей, живших тысячи лет назад.
Правили ли женщины до патриархата? Вот что говорит археология!


Правили ли женщины до патриархата?
Еще Фридрих Энгельс утверждал, что равенство полов исчезло с появлением земледелия 10 тысяч лет назад, когда накопление богатства и необходимость его защиты породили патриархальные структуры. По этой логике мужчины, владеющие оружием и землей, постепенно закрепили власть и передавали ее по мужской линии.
Затем в середине XX века археолог Мария Гимбутас предложила альтернативу: будто бы Европа долго сохраняла женоцентрические сообщества, пока их не вытеснили пришельцы с евразийских степей.
- Новые генетические данные показывают, что истина сложнее.
- Ученые нашли следы матрилинейных обществ на разных континентах: в Китае более 3 тысяч лет назад, в Чако-Каньоне (США) — около X века. Там женщины действительно наследовали имущество, а мужья переселялись в дома жен.
- Однако власть в таких сообществах часто принадлежала не им, а их братьям.
Понять, имели ли женщины самостоятельную политическую силу, трудно: ДНК не фиксирует агентность. Но археология знает примеры совместного правления в бронзовом веке и упоминания римлян о кельтских женщинах-воинах и вождях.
- Исследования Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия, подтверждают, что в железном веке Британии существовали островки матрилинейности, где женщины могли обладать как «мягкой», так и реальной властью.
Современные наблюдения тоже вносят коррективы. Антропологи из Китая и Британии показали: традиционно матрилинейные деревни Тибета, переходя к рыночной экономике, теряют гендерное равновесие.
Сегодня матрилинейные общины еще существуют — например, народ мосо в Китае и хопи в Аризоне, США. Эксперты отмечают: их становится все меньше под давлением национальных государств. И все же сам факт их существования напоминает: история человечества не знает единой модели власти. Женщины не всегда были подчиненными — просто формы их влияния, как и сама власть, менялись вместе с обществом.
