Давно известно, что для запоминания лучше учиться короткими сессиями с перерывами, чем зубрить все за ночь перед экзаменом. Этот эффект интервального повторения много раз подтверждался в исследованиях памяти. Но теперь выяснилось, что такой же принцип действует не только в нейронах мозга, но и в обычных клетках организма на молекулярном уровне. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Клетки тела учатся запоминать по тем же правилам, что и мозг

Исследователи вырастили человеческие клетки в лабораторных чашках и встроили в них светящийся репортер, который загорается при активации определенного гена. Затем клетки «обучали» химическими сигналами двумя способами: одной большой порцией или четырьмя короткими импульсами с перерывами в несколько минут. Результат оказался однозначным — при интервальной подаче сигналов свечение было ярче и держалось дольше. Клетки реагировали не на общую дозу, а на ритм поступления сигналов.
Как обучаются клетки

«Обучение и память обычно связывают только с мозгом и его клетками, но наше исследование показывает, что другие клетки тела тоже могут учиться и формировать память», — объясняет руководитель работы Николай Кукушкин из Нью-Йоркского университета.
Главную роль в этом процессе играют белки ERK и CREB — те же молекулярные игроки, что отвечают за долговременную память в нейронах. При интервальной стимуляции их активация была сильнее и продолжительнее. Когда ученые блокировали эти белки, преимущество интервального режима исчезало.
Открытие показывает, что обучение это свойство не только мозга, но и клеток вообще. Это может помочь разработать более эффективные схемы приема лекарств: иногда несколько малых доз в правильном ритме могут дать лучший результат, чем одна большая.