Как утверждает Филип Болл, алхимия остается одним из самых неправильно понятых направлений истории науки. Когда физик Эрнест Резерфорд и химик Фредерик Содди открыли ядерную трансмутацию в 1901 году, первой реакцией Резерфорда был испуг: «Ради всего святого, Содди, не называй это трансмутацией, нас сочтут алхимиками!» Для большинства людей алхимия ассоциируется с философским камнем, превращающим свинец в золото. А в конце 1930-х годов Резерфорд опубликовал знаменитую статью, о превращении элементов с помощью нейтронной бомбардировки и назвал ее «Современная алхимия».
Была ли алхимия лженаукой или предшественником настоящей химии


Болл рассказывает историю практики, которая означала разное для различных школ мысли — от искусных ремесленников Древнего Египта до врачей династии Западная Хань в Китае, искавших бессмертие. Автор представляет ярких персонажей: Исаака Ньютона, алхимика Джорджа Рипли, писавшего рецепты стихами, королеву Швеции Кристину, проводившую собственные эксперименты.
Краткая история алхимии в картинках

Книга прослеживает путь алхимии от Египта через исламский мир в христианскую Европу, уделяя внимание китайским традициям. Рецепт философа Гэ Хуна 4 века н.э. вдохновил нашу современницу нобелевского лауреата Юю Ту на открытие артемизинина для лечения малярии.

Книга богато иллюстрирована: средневековые манускрипты, рисунки эпохи Возрождения, страницы «книг секретов» с рецептами изготовления золота и косметических средств. Алхимики использовали экстравагантные изображения — шифры, аллегории, изображение фантастических существ, передающих философские концепции. Эти картины помогали алхимии сохранять влияние даже после научного опровержения.
Книга Болла показывает, что алхимия была не тупиковой ветвью развития, а важным этапом становления современной химии и медицины. История алхимии — это история научного прогресса, смешанного с верой и мистикой, путь от древних экспериментов к научному методу. Работа алхимиков заложила фундамент для понимания превращения веществ и стала мостом между древним ремеслом и точной наукой.