Искусствовед заявил, что разгадал тайну «Девушки с жемчужной сережкой»

Британский искусствовед утверждает, что разгадал тайну картины «Девушка с жемчужной сережкой». По его версии, на знаменитом полотне Вермеера изображена не дочь художника.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Искусствовед заявил, что разгадал тайну «Девушки с жемчужной сережкой»
Johannes Vermeer

Картина Йоханниса Вермеера, написанная около 1665 года, веками остается загадкой. Личность юной модели, ставшей символом голландского Золотого века, вызывала споры среди историков искусства. Кто она — дочь, служанка или вымышленный образ?

Исследователь Эндрю Грэм-Диксон предложил новую версию, основанную на заказчиках Вермеера.
Дом покровителей Вермеера, Питера Класа ван Рейвена и Марии де Кнейт, нарисованный самим художником. /
Дом покровителей Вермеера, Питера Класа ван Рейвена и Марии де Кнейт, нарисованный самим художником. /
Johannes Vermeer
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тайна «Девушки с жемчужной сережкой»: раскрыта

По словам Эндрю Грэм-Диксона, портрет мог быть создан не для самого художника, а для семьи его богатых меценатов — Питера ван Рейвена и Марии де Кнёйт. Эта пара поддерживала Вермеера финансово и часто заказывала ему работы. Искусствовед отмечает, что в 1660-х годах у пары была двенадцатилетняя дочь Магдалена — ровесница модели с картины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Если бы художник писал собственную дочь, рассуждает Грэм-Диксон, он вряд ли подарил бы картину заказчикам.
  2. Поэтому наиболее логичным объяснением кажется, что «Девушка с жемчужной сережкой» изображает дочь покровителей, для которых полотно и предназначалось.
  3. Исследователь связывает работу также с религиозной символикой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семья ван Рейвен принадлежала к реформаторскому течению ремонстрантов, где имя Магдалены — в честь святой Марии Магдалины — имело особое значение.

Картина, по мнению Грэм-Диксона, могла быть написана к обряду крещения или исповедания веры.
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Религия в картине Вермеера

Эндрю Грэм-Диксон предполагает, что взгляд девушки передает момент из Евангелия, когда Мария Магдалина впервые видит воскресшего Христа и не сразу осознает, что произошло.

Этот эмоциональный переход и мог вдохновить Вермеера на создание «загадочного» выражения лица.

Однако не все искусствоведы согласны с новой трактовкой. Автор книги «Муза» (Muse) Рут Миллингтон напоминает, что версия о дочери покровителей уже обсуждалась ранее, и, по ее мнению, портрет не обязательно должен изображать реальную девушку.

  • «Художники любят держать нас в догадках. Именно поэтому "Девушка с жемчужной сережкой" продолжает притягивать взгляды спустя столетия», — говорит экспертка.