Идея воздушного аддитивного производства — летающих «3D-принтеров» — привлекает исследователей уже несколько лет, но естественная нестабильность дронов в полете делает традиционное послойное изготовление практически невозможным. Чтобы преодолеть эту проблему, Амир Барати Фаримани, доцент кафедры машиностроения, оснастил дроны магнитными блоками для точной сборки методом захвата и размещения. Руководит процессом большая языковая модель, которая переводит высокоуровневые проектные задачи вроде «построй мост» в исполняемые планы. Работа подробно описана на сайте проекта.
Дроны под управлением ИИ учатся строить в труднодоступных местах


«Адаптивность больших языковых моделей позволяет нам генерировать и корректировать планы строительства прямо на месте. Если мы сталкиваемся с проблемами в процессе строительства, мы можем изменить подход, чтобы обеспечить эффективное и точное возведение конструкции», — отметил Барати Фаримани.
Под управлением LLM
Для тестирования новой версии воздушного аддитивного производства исследователи создали сетку 5×5 и поручили дронам проектировать определенные формы с использованием магнитных блоков. Поскольку за дронами наблюдала камера, если они роняли блок не в то место, оставляли пробел или строили неточно, большая языковая модель автономно предлагала дрону обойти ошибку, работая по новому плану, а не начинать заново. Благодаря этой замкнутой системе обратной связи успешность строительства достигла 90%.

Команда планирует испытать свои дроны за пределами лаборатории, чтобы решить реальные задачи будущего. Исследователи намерены изучить использование больших языковых моделей для создания 3D-конструкций и работу с более динамичными строительными материалами, что дополнительно оптимизирует гибкость строительных проектов. Технология может применяться для заполнения выбоин, ремонта космических кораблей на орбите и строительства инфраструктуры в горных районах, где тяжелая техника не может пройти.
