Как болото в Сибири помогло раскрыть тайну скифского искусства

Еще до нашей эры в бескрайних степях, от Черного моря до Монголии, жили древние кочевники, известные под именем «скифы». Одной из их культурных особенностей был «звериный стиль». Ученые изучили курган Туннуг-1 — место, которое смогло запечатлеть его рождение.
Анна Мартынова
Анна Мартынова
Как болото в Сибири помогло раскрыть тайну скифского искусства
Antiquity
Курган Туннуг-1 был известен еще с 1980 года, однако его долго игнорировали. Он расположен в болотистой местности, имеет довольно небольшую высоту, и до него сложно добраться.

Что такое «звериный стиль»

«Звериный стиль» — особый способ изображения животных. Древние мастера не стремились к точности, а брали образ зверя — оленя, барса, орла — и как бы скручивали его, придавали динамичную и часто очень условную форму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобные изображения были на всем, что окружало кочевников: на оружии, на конской сбруе, на украшениях — серьгах, браслетах, пряжках и, как предполагают ученые, даже на татуировках.

Артефакты яйцекладов
1) костный навершие от захоронения в гробу; 2) костный навершие из смешанного контекста в деревянной камере; 3) бронзовый навершие из кластера 4.
Antiquity

Однако, несмотря на большое количество сохраненных образцов, ученые не могли выяснить, когда они впервые появились, а также где. Исследователи из Института истории материальной культуры РАН совместно с коллегами из Бернского университета и сотрудниками Государственного Эрмитажа изучили курган Туннуг-1 в долине реки Уюк, возраст которого точно определен: конец IX века до нашей эры. Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.

«Туннуг-1 — крайне редкий, если не уникальный, памятник ритуальных жертвоприношений и погребальной архитектуры. Уникальность этого места также является причиной, по которой мы очень, очень осторожны в процессе раскопок, потому что у нас есть только один шанс раскопать эту гробницу»
Джино Каспари доктор Бернского университета

Чем ранний «звериный стиль» Туннуг-1 отличается от позднего

Все известное скифское искусство выглядит так: сложные фигуры оленей с ветвистыми рогами, мифические грифоны и обилие золота. Это — искусство зрелого, «классического» периода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в Туннуг-1 ученые обнаружили более простые и аскетичные элементы «звериного стиля». А именно они нашли «скифскую триаду» — набор характерных признаков, по которым опознают эту культуру:

  1. Оружие.
  2. Конская сбруя.
  3. Предметы в «зверином стиле».

Однако сам стиль был еще очень юным. Никакого золота они не нашли, ранние скифы использовали в основном кость и бронзу. А вместо богатого разнообразия существ археологи обнаружили всего четыре основных мотива:

  • копытные;
  • кошачьи;
  • птицы;
  • змеи.

Кроме того, почти все изображения были не просто украшениями. Они были частью конского снаряжения: детали удил, украшения для сбруи и распределители ремней. И только два артефакта, с изображением кошачьих, были связаны с оружием — кинжалами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бронзовая скула в виде двух закрученных змей
Бронзовая скула в виде двух закрученных змей
Antiquity

Что это значит

Ученые поясняют, что степь того времени была доисторической. Это значит, что у самих скифов не было письменности, и они не оставили после себя никаких записей, которые бы объяснили бы их верования и символы.

«Очевидно, что дикие животные были очень важны как духи, населяющие мир природы, и действительно интересно, что мы в основном видим изображения диких животных и почти не видим одомашненных животных (бараны, вероятно, являются дикими овцами архара)»
Джино Каспари доктор Бернского университета

Главная гипотеза исследователей заключается в том, что разнообразие мотивов и техник в более позднем скифском искусстве, вероятно, родились именно в долине Уюк, которую также называют «Долиной Царей».