Ученые давно знают, что моторные белки, такие как кинезин-2, перевозят жизненно важный груз по микротрубочкам — своеобразным «магистралям» внутри клеток. Однако оставалось загадкой, как эти молекулярные транспортеры определяют нужный груз и связываются с ним. Новое исследование под руководством профессора Нобутаки Хирокавы дает ключ к разгадке этой головоломки.
Ученые разобрались, как работает логистика внутри клетки

Используя криоэлектронную микроскопию и молекулярное моделирование, ученые реконструировали структуру комплекса кинезина-2, связанного с белком-грузом — APC. Ученые обнаружили уникальный структурный элемент в хвостовой части белка, названный HAC-доменом, который действует как молекулярный «крючок». Работа опубликована в журнале Science Advances.
Как моторные белки узнают, что они должны перевозить

«Наше исследование обнаружило ранее неизвестный "крючок" — структурный элемент или HAC-домен, в хвосте моторного белка кинезина-2», — отметил профессор Хирокава. — «Этот домен действует как молекулярный "соединитель", который позволяет мотору правильно распознавать и транспортировать свой груз внутри клеток».
HAC-домен состоит из спирали, бета-шпильки и еще одной спирали, формирующих каркас для белка-адаптера KAP3 и белка-груза APC. Исследование выявило четыре различных участка связывания между компонентами комплекса, причем белок KIF3A играет доминирующую роль в распознавании груза. Структура HAC/KAP3 напоминает архитектуру связывания груза у других моторных белков, таких как динеин и кинезин-1, что указывает на общую систему распознавания.

Команда подтвердила структурную модель с помощью масс-спектрометрии, биохимии и клеточной биологии нейронов. Дефекты внутриклеточного транспорта связаны с различными заболеваниями человека, включая нейродегенеративные расстройства. Понимание того, как моторные белки распознают и доставляют груз, создает молекулярную основу для разработки новых диагностических и терапевтических подходов.
