Ученые узнали, что происходит в мозге болельщиков, когда их любимая команда проигрывает

Стало известно, как поражение любимой команды влияет на мозг болельщиков
В ходе нового исследования чилийские специалисты обнаружили, что поражение любимой спортивной команды вызывает те же реакции в мозге, что и личная неудача. Эмоциональная боль от проигрыша буквально подавляет способность контролировать поведение и... может привести к злобе, агрессии и деструктивным поступкам.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
Ученые узнали, что происходит в мозге болельщиков, когда их любимая команда проигрывает
Unsplash
Футбол, хоккей и другие популярные виды спорта — это глобальное явление, которое объединяет миллионов болельщиков по всему миру. А что творится в их мозге, когда они наблюдают за играми? Это решили детально изучить ученые из Университета Сан-Себастьян в Сантьяго.

Фанаты часто говорят о результатах своей любимой команды в первом лице: «мы выиграли» или «мы проиграли». И, как показало новое исследование, это не просто фигура речи. Во время матча мозг болельщиков реагирует на действия игроков так, будто они сами причастны ко всему происходящему на поле и находятся в ответе за исход каждой игры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда команда побеждает — мозг празднует

Исследование проводилось с участием 60 здоровых мужчин в возрасте от 20 до 45 лет, которые болели за два исторически соперничавших друг с другом чилийских клуба — «Коло-Коло» и «Универсидад де Чили». При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии ученые измеряли активность мозга каждого фаната во время просмотра подборки лучших футбольных моментов с 63 голами в матчах с участием их любимой команды, команды-соперника или нейтральной команды.

Результаты наблюдений показали, что когда любимая команда забивает и выигрывает, у болельщиков активируются участки мозга, связанные с системой вознаграждения — она отвечает за чувство удовольствия и мотивацию.

Когда определенная область мозга активируется, это означает, что нервные клетки в этой части начинают работать интенсивнее и нуждаются в увеличении притока кислорода и питательных веществ, доставляемых кровью. Именно по кровообращению ученые и выявляют изменения в работе головного мозга.

При этом чем сильнее человек отождествляет себя с командой, чем активнее он следит за ее результатами, тем ярче этот отклик. Кроме того, ученые обнаружили, что важно также, над кем их команда побеждает — над принципиальным соперником или нейтральным противником: в первом случае система вознаграждения в мозге активизируется сильнее, чем при незначительных победах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Футбольные фанаты на стадионе
Unsplash

Когда команда проигрывает — контроль ослабевает

Сканирование мозга участников при просмотре голов в ворота их любимой команды показало снижение активности в дорсальной передней поясной коре (dACC) — участке, отвечающем за когнитивный контроль и регулирование эмоций. Проще говоря, в этот момент у фанатов ослабевает способность сдерживать импульсивные реакции, возрастает вероятность деструктивного или агрессивного поведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но почему мозг реагирует так сильно? Исследователи предполагают, что у преданных фанатов чувство принадлежности к группе работает как часть личной идентичности. Проигрыш команды воспринимается как личная угроза, и мозг отвечает на нее эмоциональной защитной реакцией.

«С клинической точки зрения эта закономерность указывает на уязвимость, зависящую от состояния, при котором кратковременное расслабление или устранение провоцирующих факторов может позволить системе контроля значимости в передней поясной коре восстановиться. Та же нейронная сигнатура — усиление вознаграждения, ослабление контроля в условиях соперничества — вероятно, распространяется не только на спорт, но и на политические и религиозные конфликты».
Франсиско Заморано Биолог, доктор медицинских наук в клинике «Алемана» в Сантьяго, доцент факультета медицинских наук Университета Сан-Себастьян и ведущий автор исследования
Freepik

В заключении своей статьи ученые отметили, что продолжат заниматься изучением фанатизма, поскольку понимание реакций человеческого мозга может помочь лучше управлять поведением толпы в разных ситуациях.