Серебряный кубок из Айн-Самии, обнаруженный в 1970 году в Иудейских горах хранится в Музее Израиля в Иерусалиме. Кубок представляет собой уникальный артефакт возрастом около 4300 лет. Это самое раннее в ближневосточной традиции из известных изображений сотворении мира. Археологи дали новую интерпретацию изображенных на кубке сцен. Исследование опубликовано в издании Journal of the Ancient Near Eastern Society «Ex Oriente Lux».
Древнейший образ сотворения мира нашли на серебряном кубке возрастом 4300 лет

На кубке высотой около 8 сантиметров изображены две сцены. На одной стороне человеческий торс с пальмовыми листьями соединен с телами двух быков. Торс парит над маленьким солнцем и противостоит чудовищной змее. На другой стороне два человека несут полукруглый предмет, увенчанный солнцем, а змея лежит у их ног. Авторы работы интерпретируют этот полукруглый объект как «лодку света» — небесное судно, которое использовали солнце и луна для путешествия по небу после того, как порядок победил хаос.

«Ключевой элемент в иконографии — это ковчег, который держат две человеческие фигуры справа. Мы интерпретировали его как лодку света, небесное судно. Это символ, который встречается по всему древнему Ближнему Востоку — в Месопотамии, в Египте и также в Анатолии», — объясняет доктор Эберхард Цангер, президент Фонда луввийских исследований и один из авторов исследования.
Сотворение мира из хаоса

Кубок был найден в погребальной яме. Она датирована примерно 2200 годом до нашей эры на основании найденной в захоронении керамики. Кубок был единственный по-настоящему ценным предметом в захоронении, где также находились 16 керамических сосудов, три четырехрожковые лампы, наконечник стрелы и янтарные бусины. Очевидно, что кубок был изготовлен не в этой местности и привезен издалека.

Части иконографии перекликаются с изображениями на глиняных табличках и рельефах древнего Вавилона, датируемых примерно 2300 годом до нашей эры. Хотя иконография вавилонская, это не означает, что кубок был изготовлен именно там — его могли создать и в северной Сирии, поскольку в то время на Ближнем Востоке существовала единая культурная область с активным перемещением людей и товаров.
Исследователи считают, что одна сцена показывает состояние космоса до его формирования — хаос, смешение животных и людей с только что родившимся солнцем. Другая сцена отражает упорядоченный космос, где небесная лодка задает движение светил, создавая день и ночь, времена года и фазы луны. Это разделение хаоса и порядка, дня и ночи как части сотворения мира описано и в других древних текстах региона, включая Книгу Бытия.
