Фильм-эпопея «Одиссея», выход которого запланирован на июль 2026 года, объединяет два амбициозных эксперимента: адаптацию гомеровского эпоса и технологический рывок. Это открывает новую эру аналогового крупноформатного кино. Кристофер Нолан и оператор Хойте ван Хойтема провели съемки в море, работали только с пленкой и впервые задействовали новые «блиппированные» IMAX-камеры.
600 тыс метров пленки! Как Кристофер Нолан снял «Одиссею» на новую камеру IMAX


Как Кристофер Нолан снял «Одиссею» на пленку
Кристофер Нолан в интервью журналу Empire подтвердил, что для «Одиссеи» было снято более 600 тыс метров 65-мм пленки — это около 3 млн долларов только на сырье, если ориентироваться на цену Kodak.
- Съемочный период занял 91 день.
- Значительная часть работы прошла в открытом море.
- По словам режиссера, задача заключалась в том, чтобы актеры физически проживали условия плавания «в неизведанном мире», а зрители ощущали реальность морских переходов, лежащих в основе гомеровского сюжета.
Одержимость Кристофера Нолана
Многолетняя приверженность Нолана IMAX-пленке хорошо известна: формат использовался в «Темном рыцаре», «Интерстелларе», «Оппенгеймере».
Однако до сих пор IMAX-камеры применялись ограниченно — из-за веса, громкости и сложности обслуживания.
- Этот барьер был снят благодаря новому корпусу — так называемому «blimp», значительно шумоподавляющему. Новая оболочка позволила впервые снимать диалоги с расстояния буквально в один фут от лица актера, сохраняя чистый звук и близость крупного плана.
Оператор Хойте ван Хойтема рассказал журналу Empire, что для испытаний записал крупный план ребенка, читающего текст песни Дэвида Боуи Sound and Vision.

Новая камера IMAX
Параллельно журнал Empire опубликовал первое фото новых 65-мм камер IMAX на площадке — и тем самым подтвердил слухи, которые курсировали весь 2025 год.
- Камеры получили карбоновый корпус, резко отличающийся от массивных алюминиевых «коробов» предыдущих поколений.
- Новая конструкция облегчена, лучше шумоподавлена и, вероятно, обладает улучшенной виброизоляцией и оптимизированным охлаждением.
- Это делает работу с IMAX технически более гибкой, в том числе в стесненных пространствах и на подвижных платформах.
Еще одно заметное нововведение — встроенный цифровой дисплей с данными о частоте кадров, загрузке пленки и экспозиции. Ранее все это требовало внешних мониторов; теперь интерфейс интегрирован в корпус, что сближает аналоговый формат с цифровым по удобству и ускоряет работу операторской группы.
Фактически Нолан и ван Хойтема стали первыми, кто получил доступ к камерам нового поколения. Это логичное продолжение их сотрудничества с IMAX: режиссер уже много лет тестирует прототипы и помогает инженерам совершенствовать формат.


Публикация журнала Empire закрыла главный вопрос: существование новых камер IMAX больше не спекуляция.
Появление обновленного 65-мм аппарата на площадке подтверждает, что аналоговая технология развивается и адаптируется под современные производственные требования. В эпоху, когда цифровые камеры доминируют, IMAX и Нолан продолжают доказывать: классическая пленка, при поддержке инженерного прогресса, остается уникальным инструментом для передачи масштаба, цвета и глубины изображения.
С выходом «Одиссеи» в июле 2026 года зрители впервые увидят полный художественный фильм, снятый полностью на IMAX-пленку нового поколения.
