Мурашки на сцене! Ученые выяснили, что испытывают музыканты

Музыканты нередко испытывают мурашки и дрожь (фриссон) не только как слушатели — но и прямо во время исполнения. Новое исследование показывает: фриссон у исполнителей встречается так же часто и столь же эмоционально насыщенно.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Мурашки на сцене! Ученые выяснили, что испытывают музыканты
Unsplash

Фриссон — короткая и мощная телесная реакция на эмоциональный всплеск в музыке — традиционно изучался у слушателей. Однако опрос 218 музыкантов впервые системно подтвердил: этот эффект широко распространен среди тех, кто играет и поет.

Причем чаще всего музыканты испытывают фриссон в моменты максимальной концентрации и взаимодействия с другими исполнителями.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые выяснили, почему музыканты испытывают мурашки

Около 80% участников опроса в новом исследовании рассказывали о мурашках, дрожи, покалывании, а иногда и слезах во время выступления.

Чаще всего такие реакции возникали в ансамблях — хорах, оркестрах, камерных группах — но встречались и на сольных концертах, репетициях и домашних сессиях. Многие описывали эти моменты как «погружение», «транс» или состояние потока: полная занятость музыкой, исчезновение ощущения времени и предельная концентрация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Ключевым триггером становились особенности музыкальной структуры — кульминации, гармонические разрешения, неожиданное вступление голоса или инструмента.

При этом музыканты переживали их иначе, чем слушатели: не пассивно, а как активные участники, от чьего исполнения зависит эмоциональная точка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Большинство отмечали чувство связи — с со-исполнителями, залом или самой музыкой.
  2. Эти моменты синхронности описывались как наиболее яркие: «идеальное совпадение дыхания», «точно попали в аккорд», «ощущение единого организма».
  3. Другие связывали фриссон с личным контекстом: дебютом, прощальным концертом, исполнением важной для семьи композиции.

Хотя исследование не доказывает причинных связей, авторы отмечают совпадения между мурашками и признаками психологического благополучия — эмоциональной наполненностью, вовлеченностью, ощущением смысла и достижений.

  • Это перекликается с моделью PERMA Мартина Селигмана. Однако исследователи подчеркивают: данные предварительные, а эмоциональные реакции музыкантов сильно зависят от опыта, условий и состава коллектива.

Дальше ученые будут изучать фриссон в реальном времени, наблюдая за ансамблями и фиксируя эмоциональные пики: как взаимодействие музыкантов, качество исполнения и структура произведения формируют эти мгновения интенсивного переживания.