Ученые раскрыли секрет музыки из каменного века — все дело в пещерах

Ученые впервые показали: пещерная живопись каменного века была не только визуальной, но и звуковой. Новые данные акустической археологии раскрывают, как эхо и резонанс превращали ритуалы в многосенсорные переживания.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Ученые раскрыли секрет музыки из каменного века — все дело в пещерах
Patrick Aventurier/Getty Images

Идея о том, что древние художники выбирали места с «откликающимися» стенами, возникла еще в конце XX века. Теперь семилетний проект Artsoundscapes собрал убедительные данные и измерения. На большинстве раскрашенных участков в древних пещерах фиксируются необычные резонансы, усиливающие голос, музыку и звуки ритуалов.

Это меняет представления о том, как древние люди воспринимали пространство и создавали сакральные практики.
Оборудование, используемое для измерения акустики в Куэвас-де-ла-Аранья /
Оборудование, используемое для измерения акустики в Куэвас-де-ла-Аранья /
N. Santos da Rosa
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как пещеры усиливали ритуалы древних людей

Первые догадки о звуках и музыке древних людей появились после экспериментов французского исследователя Йегора Резникова. Его пение в палеолитических пещерах словно «будило» стены, а эхо указывало путь к рисункам.

Тогда доказательств не хватало. Позже археоакустики заметили: украшенные участки обладают эхом до нескольких десятков децибел, тогда как соседние зоны остаются «глухими».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В глубоких пещерах реверберации складывались в гром, вызывая ощущение «стада животных», что могло объяснять выбор мотивов — лошадей, бизонов, оленей.

  1. Современные измерения импульсных откликов в десятках испанских пещер подтвердили статистическую связь между местом рисунка и необычной акустикой.
  2. Подобные эффекты нашли в Сибири, Мексике и Европе.
  3. Где-то звук усиливался, где-то передавался с исключительной ясностью, что делало одни места подходящими для ритуалов, другие — для повествований.
В Финляндии резкие отражения создавали «двойную реальность», а слушатели ощущали присутствие «невидимого источника» за изображением.
Современный храм в Перу тоже производит акустический резонанс, который соответствует частоте раковин, найденных на том месте. /
Современный храм в Перу тоже производит акустический резонанс, который соответствует частоте раковин, найденных на том месте. /
David Ryan/Alamy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Звуки из древних пещер

Ученые пошли дальше — создали цифровые «аурализации» пещерных звуков и провели нейрофизиологические тесты.

  • Испытуемые ощущали близость и напряжение, а записи показывали синхронизацию мозговых волн под ритмы около 99 ударов в минуту — темп, способный влиять на состояние сознания.
  • Реплики древних флейт в пещерах превращали пространство в «поющий объем», а неолитические гробницы, как Ħal Saflieni, реагировали на барабаны как настоящий музыкальный инструмент.

Хотя не все памятники демонстрируют подобную связь, общее понимание меняется: звук был частью ритуального опыта, а сами пещеры и мегалиты — своеобразными резонаторами, усиливающими связь с «миром духов».

Ученые подчеркивают: охранять древние объекты нужно не только как визуальные артефакты, но и как уникальные звуковые пространства.