Нейтральная теория молекулярной эволюции, предложенная в 1960-х годах, утверждала, что большинство закрепившихся генетических мутаций нейтральны — они не приносят ни пользы, ни вреда. Плохие мутации быстро отсеиваются отбором, а хорошие настолько редки, что основная масса изменений остается нейтральной. Но команда эволюционного биолога Цзяньчжи Чжана обнаружила, что полезных мутаций возникает намного больше — более 1% от всех мутаций, что на порядки превышает оценку допустимую нейтральной теорией. Работа опубликована в Nature Ecology and Evolution.
Возможно, полезных мутаций гораздо больше, но они не успевают закрепиться


Исследователи изучили данные глубокого мутационного сканирования дрожжей и кишечной палочки, создавая множество мутаций и отслеживая организмы на протяжении поколений. Оказалось, что при таком количестве полезных мутаций более 99% должны закрепляться отбором, а скорость эволюции генов — намного выше наблюдаемой в природе.
Парадокс полезных мутаций

Разгадка парадокса пришла из экспериментов с дрожжами. Одна группа эволюционировала в постоянной среде 800 поколений, вторая — в меняющейся, проходя через 10 разных питательных сред по 80 поколений в каждой. Во второй группе полезных закреплений оказалось значительно меньше. «Хотя мы наблюдаем много полезных мутаций в данной среде, у них нет шанса закрепиться, потому что когда их частота возрастает до определенного уровня, среда меняется», — объясняет Чжан.
Мутации, полезные в одной среде, становятся вредными в другой. Популяции постоянно «догоняют» меняющуюся среду, никогда не достигая полной адаптации.
