Появление арт-объекта в Бальном зале ММОМА сопровождалось панельной дискуссией «Искусство невидимого: когда технологии становятся искусством и создают видимое будущее». Тема объединила известных художников, технологических визионеров и представителей бизнеса.
Дискуссия «Искусство невидимого: когда технологии становятся искусством» прошла в выставочном пространстве ММОМА



В числе спикеров:
- Илья Балакин, партнер и креативный директор студии Sila Sveta;
- Алена Долецкая, публицист, журналист и креативный консультант;
- Глеб Глонти, звуковой художник, куратор, преподаватель НИУ ВШЭ;
- Даниил Смирнов, руководитель управления эквайринга Т-Бизнеса.
Модератором выступил Павел Тюн, мультимедиа художник, креативный директор арт-группы OUROBOROS, автор инсталляции 1NTER_FACE.


Участники дискуссии обсудили, как современные технологии меняют бизнес, культуру, восприятие красоты и образ жизни людей. Может ли машина работать в соавторстве с художником? Способен ли бизнес стать формой креатива? И как искусство помогает обществу принять технологические изменения? Ответы на все эти вопросы эксперты нашли нашли в ходе беседы.
По словам Павла Тюна, технологии всегда были частью искусства: «Просто мы перестали это замечать. Когда-то типография вызывала шок, пигменты считались инновацией, а гравюра была технологическим чудом. Каждая эпоха имеет свой хай-тек».
Илья Балакин выразил идею о том, что технология остается чудом в искусстве, заново возвращая людям ощущение удивления. Однако новым проявлением искусства эксперт назвал именно компьютерные игры.
«Долгое время это не все признавали, но даже когда я был маленьким, понимал: тут [в компьютерных играх] объединяются творчество композитора, режиссура, и сложная работа художников. Группа людей выдает один продукт, четко выверенный по стилистике, что очень трудно сделать. Думаю, в этом сила подобных проектов», – отметил Илья Балакин.
Искусство в интерактиве увидел Глеб Глонти, отметив, что игра остается ключевым элементом современного восприятия творчества в любом возрасте.
Однако, когда речь зашла про использование в арт-индустрии искусственного интеллекта и алгоритмов, спикер поднял вопрос авторских прав: «В технологическом искусстве алгоритм — это чаще всего соавтор. Но в традиционной художественной системе это не принято признавать. Если говорим про science art, технологичное искусство или медиаискусство, то здесь технология – соавтор художника. А если зайти, например, на территорию композиторской музыки, то мы обнаружим, что одно ее крыло демократично, а другое – все еще представляет композитора как проводника неких сверхидей. Для подобных людей технология – инструмент. В реальности этот композитор может не написать ни ноты, а все составить из сэмплов, но именно он использует их в определенном порядке, согласно своему видению. В титрах машину в качестве автора никто не укажет».
В свою очередь, Даниил Смирнов озвучил мысль о том, что современный бизнес может стать пространством не только для технологий, но и для творческих идей: «Современный бизнес — это бизнес про интерфейс. Как только появляется новая точка контакта с клиентом — появляется эмоция. А значит, появляется место для творчества».
Поддержав философский вектор беседы, Алена Долецкая порассуждала о силе эмоционального влияния искусства и точках соприкосновения творца и инструментов, которые он использует: «Мы можем смотреть на две фрески XII века, написанные одинаковыми техниками, и одна будет цеплять, а другая — нет. Дело не в материалах и технике. Дело в таланте художника».

Уникальные черты: что такое 1NTER_FACE
Инсталляция, на фоне которой прошла дискуссия, стала живым воплощением темы разговора и демонстрацией того, как технологии вдохновляют арт-индустрию.
Мультимедийный объект метафорически отражает симбиоз биометрического интерфейса и художественной экспрессии, позволяя пользователю взаимодействовать с устройством. По задумке, гости выставки встречаются с медиастеной – вертикальной конструкцией, состоящей из множества платежных терминалов старого образца. Более 300 терминалов синхронизированы и транслируют единое изображение. В центре расположен современный терминал с биометрическими функциями, установленный на уровне глаз посетителя. Когда пользователь подходит к дисплею, терминал распознает его лицо, приглашая к взаимодействию. В этот момент машина перестает быть просто безликим механизмом — она становится хранителем цифровой индивидуальности.
В процессе взаимодействия появляется оцифрованный портрет пользователя – его след в цифровом пространстве, продукт взаимодействия биологических и искусственных систем. Виртуальное лицо становится частью арт-объекта, а зритель – соавтором всей инсталляции.

Концепция 1NTER_FACE призвана показать не только персонализированность технологий, но и эволюцию умных систем: от инструментов старого поколения, которые отжили свое, но нашли воплощение в творчестве, до актуального высокотехнологичного оборудования. Когда-то оплачивать покупки было возможно, только приложив карту к терминалу, сейчас же для этого достаточно показать свое лицо.
За разработку проекта отвечала арт-группа OUROBOROS, а реализация объекта стала возможной при поддержке генерального партнера выставки – Т-Бизнеса, направления Т-Банка по работе с бизнес-клиентами.
Выставку «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея» можно посетить в ММОМА на Петровке до 7 декабря 2025 года.
