Почему музыканты лучше ориентируются в пространстве? Ученые дали ответ!

Новое исследование канадских нейробиологов показало: у музыкантов значительно точнее работает «внутренняя карта» тела. Даже без зрения они лучше удерживают равновесие и ориентируются в пространстве.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Почему музыканты лучше ориентируются в пространстве? Ученые дали ответ!
Unsplash

Музыкальная практика — это не только работа со звуком, но и длительная тренировка мозга. Так, главный орган учится синхронизировать слух, тактильные ощущения и движения. Анализ, опубликованный в журнале Cortex, показал: подобная многосенсорная нагрузка усиливает способность мозга отслеживать положение тела.

Это помогает музыкантам точнее удерживать ось тела и меньше смещаться в условиях отсутствия визуальных ориентиров.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто лучше ориентируется в пространстве

Пространственное восприятие формируется за счет зрения, слуха, сигналов мышц и вестибулярной системы. Именно из этих потоков мозг собирает внутреннее представление о том, где находится тело.

Исследователи из Монреаля, Ванкувера и Лаваля предположили: многолетняя музыкальная практика способна изменить этот механизм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. В эксперименте участвовали 38 человек: половина — опытные музыканты с 6–28 годами занятий, половина — люди без музыкальной подготовки.
  2. Испытуемые выполняли тест Фукуда—Унтербергера: с завязанными глазами маршировали на месте 60 секунд.
  3. Обычно человек незаметно смещается вперед и поворачивает корпус — степень отклонения показывает точность работы внутренних сенсорных систем.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тишине музыканты уходили от исходной точки значительно меньше, чем контрольная группа. Это означало более точное proprioception — внутреннее ощущение движения и положения тела.

Разница усилилась, когда в зале появлялись звуковые ориентиры.

  • Музыканты эффективнее использовали речь, звучащую спереди или сбоку, чтобы удерживать направление, тогда как участники без музыкального опыта резко теряли точность при смещении источника на 45–90 градусов.

Статистический анализ подтвердил: улучшение не случайно и связано с тем, что музыканты лучше интегрируют слуховые и телесные сенсоры. При этом длительность обучения не влияла на результат — улучшения, вероятно, возникают уже на относительно ранних этапах практики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему это важно

Авторы предполагают, что такие навыки могут применяться в реабилитации, например для пожилых людей или пациентов с вестибулярными нарушениями.

Музыкальная тренировка задействует многосенсорные связи иначе, чем классическая ЛФК, и может стать дополнительным инструментом восстановления баланса.

При этом остаются вопросы о причинности: возможно, люди с лучшим пространственным чувством чаще выбирают музыку.

Для проверки гипотезы нужны исследования с обучением новичков.