Как Китай может стать лидером в сфере фармацевтики и электромобилей

Китай снова меняет правила глобальной технологической гонки. Пока мир обсуждает электромобили, солнечные панели и открытый ИИ, страна стремительно вырывается вперед еще в двух стратегически важных сферах — автономном транспорте и разработке новых лекарств.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Как Китай может стать лидером в сфере фармацевтики и электромобилей
Unsplash

За последние годы Китай превратился в флагмана высокоскоростных инноваций. Роботакси набирают миллионы километров пробега, а фармацевтический сектор стремительно поднимается от производства дженериков до создания собственных противораковых препаратов. Такой рост стал возможен благодаря сочетанию мощной индустриальной базы, кадрового потенциала и гибкого регулирования.

Эксперты подчеркивают: это то, чего все сильнее не хватает западным экономикам.
Автономное такси WeRide в Гуанчжоу. Китай быстро продвигается вперед в двух передовых технологиях: автономных транспортных средствах и новых лекарствах. /
Автономное такси WeRide в Гуанчжоу. Китай быстро продвигается вперед в двух передовых технологиях: автономных транспортных средствах и новых лекарствах. /
REUTERS
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему Китай меняет автономные технологии и фарму

По мере распространения автономных технологий Китай развивает направление, которое уже формирует рынки будущего.

  1. Роботакси стоят втрое дешевле американских аналогов и массово выходят на дороги.
  2. Пилоты одобрены в более чем 50 городах, инфраструктура строится под нужды сенсоров и связи, а местные власти разрешают тесты, быстро вводя временные правила и дорабатывая их по ходу экспериментов.
  3. Этот гибкий подход позволил компаниям из Гуанчжоу и Пекина нарастить огромный опыт автономного вождения и начать партнёрства в Европе и на Ближнем Востоке — тогда как в США часть штатов блокирует внедрение беспилотников.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые лекарства

В фармацевтике прогресс не менее заметен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За одно десятилетие Китай из производителя дешевых копий превратился во второго крупнейшего разработчика инновационных препаратов. После реформ 2016 года регулятор увеличил штат, снял многолетние бюрократические барьеры, сократил сроки одобрения клинических исследований с 501 до 87 дней и оперативно рассмотрел 20 тысяч заявок.

  • В результате треть всех клинических исследований в мире теперь проводится в Китае, а западные компании покупают лицензии на разработки китайских лабораторий.
Эксперты отмечают: появление локального фармгиганта в Китае — вопрос времени.

Секрет успеха в Китае

Успех обеих отраслей объясняется структурными особенностями китайской модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масштабная промышленная база, доминирование в производстве датчиков и доступность компонентов позволяют удешевлять роботакси. В фарме массовые клинические исследования и прибыли от дженериков обеспечивают быстрый цикл разработки новых молекул.

  • Конкуренция при этом остается жесткой: многие компании работают в убыток, ориентируясь на выживание в ценовых войнах на внутреннем рынке.
Но те, кто проходит этот отбор, выходят на глобальный уровень, и именно они будут экспортировать новые технологии.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новый мир с Китаем в лидерах

Эффект для мира будет неоднозначным.

  1. Недорогие лекарства потенциально улучшат доступ к терапии в развивающихся странах.
  2. Однако Китай явно нацелен и на американский рынок, где генерируется 70% прибыли мировой фармы.
  3. Роботакси, напротив, скорее будут двигаться в Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Европу, где собственные проекты отстают, тогда как США, обеспокоенные безопасностью и конкуренцией, продолжат ставить барьеры.

Западные экономики сталкиваются с дилеммой.

  • С одной стороны, необходимо защищать внутренние рынки от демпинга, субсидий и рисков, связанных с данными автономных систем.
  • С другой — полная блокировка лишит потребителей дешевых лекарств и доступных транспортных решений. Поэтому более разумным ответом становится ревизия собственных инновационных механизмов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперты также пишут, что Америка и Европа теряют скорость: регуляторы чаще тормозят автономные технологии, финансирование исследований падает, а миграционная политика лишает страны талантов.

В ЕС избыточный акцент на безопасности и фрагментация рынка мешают конкурировать с Китаем, который действует быстрее и гибче.

И все же будущее не предрешено. Но чтобы соперничать в автономном транспорте, медицине, ИИ и других ключевых областях, западным странам нужно извлечь уроки из китайского опыта — сочетать риск, масштаб и регуляторную гибкость, без которых лидерство в технологиях становится недостижимым.