В новом исследовании, опубликованном Journal of Vertebrate Paleontology, ученые реконструировали размеры древних анаконд, живших на территории современной Венесуэлы в среднем–позднем миоцене – временном промежутке, когда Земля была теплее, влажнее и богаче на гигантских животных. Тогда по континенту разгуливали огромные кайманы вроде Purussaurus, пресмыкались черепахи размером с мотоцикл, а болота и реки кишели крупными хищниками.
Анаконды 12 миллионов лет назад были такими же огромными, как современные

Большинство гигантов со временем исчезло или стало заметно компактнее. Но анаконды, похоже, решили не менять привычек.
Что нашли исследователи

Команда изучила 183 окаменевших позвонка, принадлежавших как минимум 32 анакондам. По одному позвонку можно довольно точно понять длину змеи – у современных анаконд это работает безошибочно.
Результаты показали, что древние анаконды достигали 4–5 метров, то есть были почти идентичны по размеру сегодняшним. Ученые ожидали увидеть монстров длиной 7–8 метров, ведь змеи особенно чувствительны к температуре и обычно увеличиваются в теплом климате.
Дополнительный анализ с использованием метода реконструкции предковых состояний подтвердил вывод: крупный размер анаконды приобрели примерно 12,4 миллиона лет назад и с тех пор практически не меняли.
Почему анаконды не уменьшились
Секрет устойчивости может быть прост: условия их жизни все это время оставались достаточно комфортными. Как в миоцене, так и сейчас анаконды предпочитают болота, медленные реки и влажные тропики. А в Амазонии даже сегодня хватает территории, тепла и добычи, чтобы поддерживать их гигантизм.
Пока гигантские кайманы и гигантские черепахи исчезали, анаконды смогли пережить похолодания и изменение экосистем, сохранив свой масштаб. В мире, где большинство видов либо вымирает, либо уменьшается, анаконды стали примером экстремальной стойкости.
Гиганты прошлого и сегодня

Современные анаконды обычно достигают 4–5 метров, иногда – 6–7. До легендарной Titanoboa им далеко, но они остаются самыми тяжелыми змеями планеты.
Несмотря на то что их стало гораздо меньше, чем в миоцене, условия Южной Америки до сих пор позволяют им оставаться огромными.
